Блог

Благоприятный психологический климат тренировок как условие качественной подготовки теннисиста. Часть 1

 Для достижения каких-либо значимых спортивных достижений юному спортсмену нужно обладать определенным уровнем способностей, много тренироваться и иметь квалифицированного наставника. Но, помимо выполнения данных условий, крайне необходимо, чтобы и та среда (спортивная школа, группа), в которой он формируется как спортсмен и как личность, наибольшим образом этому способствовала.

Это особенно важно, когда ребенок находится на индивидуальном домашнем обучении, что сейчас не является редкостью. В этом случае групповые спортивные занятия, общение со сверстниками и совместная деятельность становятся для юного спортсмена необходимыми условиями, чтобы в будущем избежать негативных последствий, связанных с социальной дезадаптацией и неразвитыми коммуникативными навыками.

Но не каждый спортивный коллектив можно в полной мере считать развивающей средой – для этого он должен удовлетворять ряду условий. С одной стороны, необходимы уважительные и позитивные отношения с партнерами, с другой – определенный уровень взаимной конкуренции, иными словами, спортсмены должны быть примерно равны по своим возможностям.

В таких условиях юный спортсмен и тренируется с удовольствием, и сохраняет нужный уровень мотивации на достижение более высокого уровня спортивного мастерства. В результате все участники спортивной группы, совершенствуясь сами,  еще и «подтягивают» друг друга.

На практике часто бывает, что сформировать конкурентную группу в теннисной школе возможно, а поддерживать  позитивный психологический климат, по тем или иным причинам, не всегда получается. В результате возникают скрытые, а иногда и открытые конфликтные ситуации, которые для многих юных спортсменов могут быть дополнительным стрессующим фактором, оказывающим негативное влияние на процесс формирования их психологической готовности к соревновательной деятельности.

Рассмотрим несколько рекомендаций, предупреждающих возникновение конфликтных ситуаций и  «нездоровой» конкуренции в спортивной группе.

Зачастую в спортивных группах, изначально сформированных из равных по способностям и уровню подготовленности  игроков, возникает ситуация, когда кто-то из спортсменов показывает заметно лучший результат, а кто-то значительно отстает. Такие вещи неизбежны, но в большинстве случаев и при правильном подходе поддаются корректировке.

Соответственно, тренеру  необходимо избегать явного деления своих воспитанников на  «отличников» и «отстающих». По крайней мере, важно, чтобы на виртуальной «доске почета» периодически менялась фотография, т.е. у каждого спортсмена должна быть возможность стать положительным примером для остальных.

Если же юному спортсмену из раза в раз давать понять, что он худший в группе (либо неосознанно, либо в надежде стимулировать его на большую самоотдачу), то в большинстве случаев сложно ожидать от него позитивного восприятия тренировок и, тем более, адекватной самооценки.

Кроме того, вполне можно предположить, что «обиженный» спортсмен постарается каким-либо образом компенсировать упавшее самомнение, например, начнет унижать или задирать более «успешного» члена группы, особенно, если тот младше его по возрасту.

Безусловно, тренер вполне может выделить кого-то из занимающихся в конкретной ситуации. Например: «Посмотрите на Сашу. Вот так нужно бить справа». Неплохо, если в следующий раз положительным примером будет уже другой спортсмен, достойный этого.

Фото: ТК Теннис Парк

Продолжение следует…

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©