Представители же тревожного или меланхолического темперамента, для которого свойственна низкая сила и возбуждения, и торможения (слабая нервная система), наоборот, очень хороши на тренировке. Они лучше всего осваивают сложные движения и способны длительное время осуществлять тонкую и монотонную работу. Они дисциплинированны, ответственны и крайне чувствительны.
Как правило, на тренировках у тренера не возникает проблем с такими спортсменами, чего нельзя сказать о соревнованиях. Это те спортсмены, которым в ответственных играх тяжело показать весь свой спортивный потенциал и умения.
Виной всему присущие им неуверенность в себе, излишняя тревога и волнение (не зря такой темперамент именуется тревожным), недостаток спортивной агрессии и азарта, которые так присущи холерикам.
Это тот случай, когда излишняя ответственность за возможный негативный результат, зачастую, к нему и ведет, так как, оптимальное психологическое состояние для тенниса предусматривает не только предельную мобилизованность спортсмена, но и определенную психологическую свободу и раскрепощенность.
К тому же, теннисисты-меланхолики могут не выдерживать сильного давления со стороны соперника, в том числе и психологического. Это особенно ярко проявляется в детском теннисе, когда излишне самоуверенный соперник, подавляет тревожного и излишне чувствительного игрока.
Вместе с тем, такие теннисисты способны скрупулёзно соблюдать тренерские установки на игру, хорошо понимать противника и быть на корте предельно аккуратными и расчетливыми. А, как правило, низкая самооценка является причиной сильного стремления к личностным достижениям. Главное, чтобы это стремление не превратилось в болезненный перфекционизм – комплекс отличника.
Для теннисистов, с темпераментом близким к флегматичному (преобладание торможения над возбуждением, низкая подвижность нервной системы), характерны уравновешенность и эмоциональная сдержанность. Они очень терпеливы и выносливы в игре. Это обуславливает их способность к стабильной игре, с постепенным нарастанием ее интенсивности.
Как правило, такие спортсмены, в отличие от взрывных холериков, не сразу показывают свои максимальные возможности. Они предпочитают невысокий темп и размеренный стиль игры. В таком случае они могут, что называется, перетерпеть противника.
Справедливости ради, стоит отметить, что среди спортсменов вообще, и теннисистов в частности, флегматиков не очень много. Скорей всего, причина этого в изначально низкой потребности в соперничестве и достижениях, а также, низкой активностью в деятельности, без которой в спорте сложно реализоваться, также как и без необходимого уровня спортивной агрессивности.
А вот у спортсменов, обладающих сангвинистическим темпераментом, азарта, активности и стремления к победам более чем достаточно.
Обладая сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов, сангвиники в отличие от меланхоликов на соревнованиях способны показать более высокий результат, потому что в условиях соревнований у них появляется мотивация для старания, которого может категорически не хватать на тренировках.
Высокая подвижность нервной системы обуславливает тактическую гибкость, способность адаптироваться под соперника и возможность быстро изменить темп игры. Она же является причиной нетерпеливости и возможности сосредотачиваться.
Спортсмены с сангвинистическим темпераментом, также как и холерики, предпочитают быстрый и атакующий стиль игры, и также склонны к риску, не всегда оправданному. Такие спортсмены стрессоустойчивы и легче остальных переносят неудачи. В тоже время они могут быть достаточно легкомысленными и поверхностными, например, в обучении.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что изначально теннисист, с тем или иным типом темперамента, не имеет подавляющего преимущества над соперниками. У каждого есть свои преимущества и недостатки. И только в результате постоянного совершенствования и работы над собой можно эти «природные» недостатки устранить.
Вместе с тем, особенности темперамента всегда будут оказывать свое влияние на стиль игры спортсмена и его неповторимую индивидуальность.