Блог

Тренерские ошибки коммуникации при работе с юниорами

Сегодня мы поговорим о наиболее типичных ошибках общения, допускаемых теннисными тренерами при работе с  юными спортсменами.

Тема эта возникла не на пустом месте. В нашей практике бывали ситуации, когда даже подготовленные специалисты допускали огрехи коммуникации при общении с юниорами, что существенно влияло как непосредственно на спортсменов (например, на понижение уровня самооценки), так и на их отношение к занятиям, к спорту в целом, к личности тренера и так далее.

Рассмотрим эти ошибки более подробно.

Одной из таких ошибок является подшучивание над спортсменом в процессе тренировки. Тренеру может казаться, что своими шутками он создает непринужденную и неформальную атмосферу на корте. На самом деле, если для кого атмосфера и улучшается, то только для него самого. Как правило, спортсмен, даже с сильной нервной системой, от этого не расслабляется, а скорее наоборот. Например, шутливая фраза: «С такими движениями тебе в балете танцевать (коровник подметать, канаву копать и т.п.), а не в теннис играть» может серьезно зацепить юного спортсмена. Особенно опасно подшучивать над тревожными детьми с пониженной самооценкой – они могут еще больше закрыться в общении и окончательно потерять уверенность в своих силах.

Подшучивание над спортсменом может иметь и более серьезные последствия, если происходит на виду у других тренирующихся, в малом спортивном коллективе. Хуже всего, если объектом остроумия тренера становится определенный воспитанник. В дальнейшем над ним могут начать подшучивать и другие члены группы. В такой ситуации спортсмен очень быстро демотивируется к занятиям у этого тренера, а может и вообще уйти из спорта.

В рассмотренной ситуации возникает другая распространённая педагогическая ошибка тренера – избирательное отношение к спортсменам в группе и деление их на «успевающих» и «отстающих», которое иногда может носить совсем не объективный характер, например, когда в число «успешных» попадают не самые умелые, а самые послушные воспитанники.

Очевидно, что любой человек, и тренер в том числе, имеет право на те или иные предпочтения, но в своей работе он должен минимизировать проявления личных симпатий и антипатий. В крайнем случае, когда со спортсменом, по разным причинам, не сложилось конструктивных отношений, правильным решением будет предложить переход к другому специалисту.

Другой педагогической ошибкой со стороны тренерского состава является публичное сравнение юных спортсменов. Например, «Иванов гораздо лучше тебя выполняет этот прием» или «Петров гораздо быстрее тебя». Иногда, безусловно, подобная манипуляция стимулирует спортсмена к развитию и самосовершенствованию, но в любом случае вносит негатив и в тренировочный процесс, и в психологический климат в спортивной группе. Необходимо помнить, что теннис сам по себе эффективно развивает потребность в соперничестве и превосходстве и каких-либо специальных стимулов и манипуляций для этого не требуется.

Следующей типичной тренерской ошибкой является критика личности спортсмена. Из основ психологии и педагогики мы знаем, что объектом даже конструктивной и объективной критики могут быть только какие-то действия и установки обучающегося. Например, «сегодня ты выбрал неумное решение», а не «сегодня тебе не хватило ума». Кроме того, те или иные замечания лучше высказывать в личном общении, избегая публичной критики.

Совершенно недопустимы критические замечания в отношении тех или иных антропометрических характеристик  спортсменов, например, «ты толстоват для тенниса» или «с таким ростом соревнования не выиграть». Люди в целом, а подростки в особенности, склонны комплексовать по поводу своих внешних особенностей.

Подобные высказывания не решат существующие проблемы, а самооценку спортсмена понизят существенно. Лучше внести необходимые изменения в тренировочный процесс – добавить упражнения, позволяющие развивать слабые стороны игрока, например, убрать лишний вес, стимулировать рост и т.д.

Необходимо помнить, что залогом долгих и эффективных отношений тренера и спортсмена, которые в конечном итоге приводят обоих  к значимым спортивным результатам, является взаимное и искреннее уважение, в котором особенно нуждаются юниоры.

Фото: ТК “Теннис-парк”