Заслуженный тренер России Борис Львович Собкин не нуждается в особых представлениях – успешная карьера его воспитанника Михаила Южного говорит сама за себя. Но на этот раз он выступит в относительно новой для себя ипоcтаcи – автора-блоггера издания “Tennis Weekend”. Почему «относительно»? Да потому что уважаемый теннисный наставник уже высказывался в прессе. Но делает он это выборочно и не слишком часто, тем ценнее для нас его мнение по актуальной теннисной теме: плюсы и минусы работы с тренерами из числа недавних звезд мирового тенниса.
…Последнее время бывшие теннисные звезды начали очень активно откликаться на просьбы поработать с ведущими игроками. Раньше такого не было, они сторонились теннисной работы. Сейчас ситуация изменилась. В основном это связано с тем, что, во-первых, появились теннисисты, которые готовы платить большие деньги за такое сотрудничество, и, во-вторых (и это, наверное, главное) о многих теннисных звездах начали забывать. А они как люди в прошлом медийные, бывшие все время на виду, на самом деле, очень страдают от этого. Поэтому, я бы так сказал: для многих гонорары от сотрудничества – не главное. У них достаточно средств – и на жизнь, и вложенных на перспективу. Но проблема в том, что они страдают от того, что о них перестали говорить и писать. Они стали редко появляться на людях, и вот этот момент для многих стал решающим фактором, объясняющим, почему они вернулись в теннис в качестве тренеров. Положительным моментом тут, пожалуй, является то, что они накопили серьёзный опыт побед на крупных международных соревнованиях. И этот опыт, если его грамотно использовать, конечно, бесценен, об этом даже говорить нечего. Но, с другой стороны, подавляющее большинство супер чемпионов – люди сугубо эгоистичные. А само понятие работы тренером подразумевает, что тренер должен подстраиваться в теннисе под своего ученика, я даже больше люблю выражение «раствориться в ученике», начать думать, как ученик. Для звёзд такой подход весьма тяжёл. В силу своего склада характера они чаще действуют по принципу «Я делал так, я так себя вёл, я такие упражнения делал, мне приносило это результаты, я таким образом готовился, у меня были такие объёмы тренировок» и так далее. В основном, работа идёт от себя. Но на самом деле, на мой взгляд, такой алгоритм является порочным, и он не работает. По-настоящему эффективными могут быть советы, если они адаптированы под конкретного человека. А иногда, как всякое лекарство в ненужных дозах, оно может начать вредить. Поэтому кому-то эти советы могут быть хороши, а кому-то не то что не полезны, но даже вредны.
Если переходить, так сказать, на личности, то, по моему глубокому убеждению, союз Борис Беккера и Новака Джоковича был ни о чем. Я не увидел ни одного компонента игры, ни технического, ни тактического, который бы был привнесен Беккером в игру Джоковича. Возможно, он давал ему советы поведенческого плана, но опять же, если говорить персонально о Беккере, его фигура довольно неоднозначна. Все знают, какая у него была жизнь и во время тенниса и после. Поэтому говорить о том, что этот союз был плодотворным, я не могу: считаю, что это сотрудничество мало чего дало Джоковичу. Какие-то советы, возможно, пригодились, но в целом серьёзных результатов не принесли.
Если говорить о сотрудничестве Ивана Лендла с Энди Марреем, то результат был налицо. Мне трудно понять, как конкретно велась работа, поскольку я при этом не присутствовал, да и тема тренеров в теннисе довольна закрытая – мало кто хочет делиться своими навыками. Но если судить по результату, по внешнему эффекту, то, безусловно, Лендл очень помог Маррею. Каким образом, мне трудно сказать. Почему они расстались? Видимо, иссяк запас тех знаний, которые могли бы быть полезны Маррею. Для того чтобы работать в тандеме долго, помимо собственных знаний нужно уметь их применять и правильно строить работу. Я знаю, что такое долго работать с игроком – это очень непросто. И фактический объем знаний, которыми ты располагаешь, быстро иссякает. И если ты хочешь продолжать работу, ты должен постоянно пополнять свой запас знаний, адаптироваться, учиться. Я не уверен в том, что бывшие теннисные звезды, ставшие вдруг тренерами, готовы учиться. Скорее, они считают, что их уровень и так достаточно высок и для большинства недосягаем. Поэтому им сложно работать с кем-то долго.
Об этом говорит тот же опыт Лендла с Александром Зверевым – ничего хорошего у них не получилось. Почему, мне сказать трудно. Я несколько раз присутствовал на их тренировках как тренер: мои игроки тренировались со Зверевым – и Миша Южный, и Женя Донской. Поэтому я мог наблюдать, как строит Лендл свои тренировки, что делает и в какой последовательности. Я знаю, что критиковать легко, и делаю это неохотно, но у меня возникло много вопросов по методической составляющей самого процесса. Что касается результата, как видите, его особо не было, и они достаточно быстро расстались.
Сотрудничество Федерера с Эдбергом? Вот здесь мне было просто интересно. У меня хорошие отношения с Федерером, и я как-то напрямую у него спросил: «Слушай, зачем ты взял Эдберга? Что он тебе нового рассказал? Можешь мне рассказать, что ты реально получил от Эдберга?»
И Федерер мне ответил: «Ты знаешь, Тони Роч меня научил лучше выполнять удары с лета. А Эдберг в игру с лета внес более четкое понимание, какую позицию занимать, из каких точек и в какие точки выходить. То есть, оказал конкретную помощь по позиционной игре с лета». И вот это я понял.
Так что, говоря о плюсах привлечения звезд, плюсы, безусловно, для кого-то есть, в каких-то конкретных ситуациях. Для кого-то никаких плюсов может и не быть, могут быть минусы. По-хорошему, если внимательно посмотреть, то все игроки, которые брали консультантов такого уровня и до этого достигали очень высоких результатов. И после того, как эти консультанты уходили, продолжали выигрывать самые крупные турниры.
В целом, я считаю, что как всякое лекарство в нужных дозах, если оно правильно подобрано для конкретного индивида, оно может быть эффективно. Но для меня очевидно, что это не является генеральной линией развития профессионального тенниса.
Понятие тренера – гораздо шире. Вообще это отдельная тема. Если говорить о тренерах в теннисе – то тут полный бардак. Сейчас любой человек может назвать себя тренером, выставлять в YouTube свои уроки, от которых ничего хорошего тем, кто это смотрит и слушает, не будет, а у специалистов они вызывают смех и не более того.
Так что, сухой остаток такой: консультанты-звезды в определенных ситуациях могут быть полезны. Безусловно, это хорошо для привлечения внимания к теннису.
Борис Собкин