Вопросы преданности и предательства, как два противоположных полюса морали, существуют ровно столько, сколько существует разумное человечество. Суть нашей проблемы заключается в том, что, финансируя подготовку своих детей в теннисе, родители напрочь забывают о двух вещах. Тренер — не драйвер для установки правильных движений и ударов, а он прежде всего человек со своими чувствами и переживаниями.
Невозможно готовить спортсменов, не проводя вместе с ними тысячи часов на корте и за его пределами, не вкладывая в учеников душу и не затрачивая при этом свое свободное и никем не оплачиваемое время. При этом часто приносятся в жертву свои собственные интересы и интересы своей семьи!
Попробую обозначить среднестатистическую ситуацию. Через четыре-пять лет после начала совместной работы (иногда раньше) может наступить некоторая психологическая усталость между учеником (его родителями) и тренером. Усталость от постоянной опеки и бесконечных замечаний, советов с одной стороны и невыполнения заданий, установок в должной мере — с другой. При этом обе стороны назревающего конфликта принимают идеологически разные решения.
Тренер направляет ученика потренироваться с группой своего коллеги, которому он доверяет во всех смыслах, или даже отправляет на сборы в другой город вместе с ним. Цель — немного отдохнуть друг от друга и продолжить затем с новыми силами работать вместе. Родители ученика выбирают другой путь — свободное плавание. Сами будем наконец‑то решать, сколько нам нужно тренироваться, на какие турниры заявляться и так далее, и тому подобное. Но самое ужасное то, что это решение выносится на семейной кухне, куда тренера не приглашают даже на прощальный ужин!
Хочется пожелать родителям беречь тренеров своих детей, а тренерам писать книги — они уж точно не предадут и останутся на всю жизнь с вами, как благодарные дети! Да, к великому сожалению, здесь игра в одни ворота. Даже в самом больном воображении невозможно представить, чтобы тренер предал своего ученика, а вот обратное в жизни происходит, тем самым пополняются ряды утомленных теннисом тренеров. Пишу эти строки в надежде на то, что те, кому они адресованы, задумаются, прежде чем совершить неблаговидный поступок и разрушить годами создаваемый союз ученика и тренера.
Что же это за игра — теннис?
Теннис — это удивительная и загадочная игра, имеющая признаки неземной цивилизации. В теннисе есть некая тайна геометрии линий. Например, то, что, по нашим представлениям, имеет форму прямоугольника (поле подачи), здесь называется почему‑то квадратом. А чего только стоит странный счет в игре. Вы выигрываете первые два розыгрыша в начале игры и за каждый розыгрыш получаете по 15 очков. Выигрыш же третьего розыгрыша приносит вам уже не ожидаемые 15 очков, а только 10, и у вас — всего 40 очков. Наконец, вы выиграли и четвертый розыгрыш и, к вашему изумлению, счет стал лишь 1:0 в вашу пользу — явно неземное исчисление.
Что же заставляет наблюдающих за противоборством двух людей с ракетками и мячом несколько часов подряд неотрывно всматриваться в этот магически расчерченный линиями прямоугольник площадки? Попробуем в этом разобраться. Есть, на наш взгляд, несколько составляющих успеха этой игры, органично сочетающихся друг с другом. При этом уберите хотя бы одну составляющую, и это будет, наверное, уже другая игра! Каждый может найти свое в теннисе.
Прежде всего теннис — это игра в самом истинном смысле этого слова. Интрига, адреналин, эмоции радости и разочарования сменяют друг друга по несколько раз, сердце готово остановиться от захватывающих комбинаций, а результат… Он неизвестен до последней секунды, до последнего удара. Ведь в теннисе ситуация на корте может поменяться в любой момент, и вот уже лидер вынужден догонять соперника в счете и делать сверхусилие, и показывать чудеса владения ракеткой. И вам уже хочется попробовать себя в этом состязании сил и характеров. А вкусив раз из чаши тенниса, вы становитесь его поклонником на всю жизнь.
Вторая составляющая — пластика движений игроков. Теннис — это балет на корте! В нем очень много разнообразных движений: приставные шаги, скрестный шаг, удары в полушпагате, удары в прыжке над головой, прыжки у сетки. Далее идет смена «декораций»: смена сторон, меняются «актеры» — судьи на линиях. Спектакль завершается громом аплодисментов зрителей и поклонами главных действующих лиц — игроков матча.
Третья составляющая — костюмы участников матча. Лучшие теннисистки мира — сестры Уильямс, Мария Шарапова при выборе одежды для тенниса уделяют большое внимание цвету, стилю, оригинальности. Каждый турнир «Большого шлема» — это демонстрация теннисной моды.
Четвертая составляющая — традиции. Пожалуй, ни в одном виде спорта не чтут так традиции, как в теннисе. Ярчайший пример — Уимблдонский турнир. Игроки со дня основания турнира выходят на корт в белой форме. И даже экстравагантный Андре Агасси не смог нарушить эту традицию. Перед выходом на Центральный корт участники матча приветствуют членов королевской семьи: леди по старинной традиции делают реверанс, джентльмены — поклон (с 2003 года приветствуются только Ее Величество и Его Высочество принц Уэльский.) В жеребьевке участников турнира, происходящей в старинной ратуше, обязательно участвует старый орел (клювом вытаскивает номера игроков). Говоря о традициях, необходимо упомянуть и о первом танце чемпионов в одиночном разряде на заключительном балу, о знаменитой клубнике со сливками и многом другом… Увлечение на всю жизнь — это значит всерьез и надолго!
Очень хорошо сказал Чарли Чаплин: «Теннис — это такой вид спорта, который удивительным образом сочетает в себе гармонию души и тела. Как жаль, что я так поздно открыл эту игру для себя!» Кинолента «Огни большого города», автором которой был Чарли Чаплин, вышла на экран в 1931 году. Зрители приняли фильм с огромным восторгом. Это был настоящий триумф. Пока проходили съемки, у Чарли Чаплина не находилось времени на светскую жизнь. Единственной отдушиной для него была игра в теннис. И на этом поприще он достиг мастерства. Великий Чарли говорил, что именно теннис помог ему побороть страх возможного провала картины. Увлечение теннисом Чаплин сберег до глубокой старости.
Сергей Елисеев