Life and Style Статьи

Теннис проиграл. Или как Наоми Осака исчезла из элиты

Наоми Осака несколько лет назад была лидером WTA-тура и одной из самых успешных теннисисток планеты. Казалось, ее карьера вполне может идти по восходящей еще долго, но этого не случилось. Наоми столкнулась с рядом проблем, которые ударили по ее мотивации и форме. О том, как теннис постепенно проигрывал скандалам и ментальным трудностям, а карьера Осаки оказалась на паузе и с туманными перспективами — ​в очередном материале о теннисных «сбитых летчицах».

Подъем к вершинам

В отличие от Эжени Бушар и даже от Эммы Радукану, Наоми Осака сделала в теннисе достаточно, чтобы ее помнили, скорее, как великую теннисистку, чем как загубленный талант. Четыре одиночных титула на турнирах «Большого шлема», звание первой ракетки мира, огромное влияние и мировое признание. Однако в какой‑то момент теннис перестал играть в жизни Наоми главную роль, но это случилось не сразу.

В 2016 году 18‑летняя Осака ворвалась в тур и сходу взяла премию «Новичок года». На дебютном турнире «Большого шлема» — ​Открытом чемпионате Австралии — ​она прошла квалификацию и смогла дойти до третьего раунда. В начале апреля Наоми впервые попала в топ‑100, а в мае на «Ролан Гаррос» опять вышла в третий круг. Затем повторила этот результат на US Open, а уже на следующем турнире в Токио Наоми сыграла свой первый финал на уровне WTA. В решающем матче случилось поражение от Каролин Возняцки — ​5/7, 3/6. 2016 год Осака завершила в топ‑50.

В 2017‑м был третий круг на Уимблдоне и первая победа над игроком топ‑10 — ​Анжелик Кербер на US Open. А в 2018‑м началась по-настоящему большая охота. Наоми взяла титул в Индиан-­Уэллсе, в финале обыграв Дарью Касаткину со счетом 6/3, 6/2. Это была встреча двух 20‑летних перспективных девушек, и у Наоми было заметное преимущество.

А уже в сентябре Осака выиграла свой первый турнир «Большого шлема» — ​US Open. Финал, в котором она победила Уильямс-младшую со счетом  6/2, 6/4, запомнился еще и грандиозной словесной перепалкой между Сереной и судьей на вышке Карлосом Рамосом. Но главное — ​титул ушел японке. Впервые в истории представительница Страны восходящего солнца вы­играла «Шлем» в одиночном разряде.

Второй не заставил себя долго ждать. Уже следующий турнир «Большого шлема» — ​Australian Open 2019 — ​Осака снова выиграла. В финале с Петрой Квитовой на кону был не только титул, но и звание первой ракетки мира. Наоми победила со счетом 7/6, 5/7, 6/4 и стала первой японкой, возглавившей мировой рейтинг. С этого момента Наоми прочно закрепилась в элите. Ей не хватало стабильности на маленьких турнирах, были проблемы с игрой на грунте и траве, но на харде Осака была неизменно одной из сильнейших. Она завершила в топ‑3 два сезона подряд и выиграла еще два «Шлема», причем снова дуплетом: US Open 2020 и Australian Open 2021. Победив в Австралии, Наоми добилась выдающегося результата — ​выиграла свои первые четыре финала на «Шлемах» (ранее это удавалось только Роджеру Федереру и Монике Селеш). Кто мог тогда подумать, что с этого момента начнется спад Наоми, и мы больше никогда не увидим ее играющей на чемпионском уровне?

Ментальные проблемы

2021 год стал началом заката Наоми Осаки. Ей доверили зажечь олимпийский огонь на Играх в Токио, но на самом олимпийском турнире она не «зажгла», неожиданно потерпев поражение в третьем круге от чешской спортсменки Маркеты Вондроушовой со счетом 1/6, 4/6. В целом год получился смазанным. Главная причина этому — ​психологические проблемы. Весной на турнире в Индиан-­Уэллсе случился эпизод, с которого все началось. Во время матча с Вероникой Кудерметовой (при счете 0/3 в первом сете) кто‑то выкрикнул с трибун: «Наоми, ты — ​отстой!» Это вывело японку из себя, ее игра рассыпалась окончательно. Она проиграла матч со счетом 0/6, 4/6.

Сразу после выкрика Осака просила судью, чтобы ту болельщицу удалили с трибун, но арбитр ответила, что не знает, кто конкретно кричал. Японка попросила у судьи микрофон, чтобы напрямую обратиться к болельщикам. Она хотела, чтобы те указали на кричавшую женщину, дабы охрана могла ее вывести со стадиона. В этот момент Наоми плакала. Судья вызвала супервайзера, чтобы та обсудила с Осакой, что она хочет сказать. В итоге микрофон ей не дали, но обещали, что если это повторится, то этого человека найдут и выгонят.

На пресс-­конференции Наоми объяснила, почему ситуация с болельщицей вывела ее из равновесия. «Если честно, мне и раньше кричали всякое. Меня это не особо напрягало, но сегодня прямо задело. Я смотрела видео, где Винус и Серену осви­стывают, и если вы никогда этого не видели, его стоит посмотреть. И я не знаю почему, но это засело у меня в голове и много раз проигрывалось», — ​рассказала Осака.

С этого трудности только начались. Перед «Ролан Гаррос-​2021» Наоми заявила, что не будет во время турнира общаться с прессой. Она объяснила это тем, что пресс-­конференции не имеют никакого смысла, ведь «на них задают одни и те же вопросы». Они также вредят спортсменам из-за того, что задаваемые вопросы «сеют в игроках сомнения». И в‑третьих, пресс-конференции опасны, потому что журналисты не думают о психическом здоровье спортсменов и иногда доводят их до слез — ​особенно после поражений. Она отправила письмо руководству турнира, в котором пояснила свою позицию: «Это 100% не направлено против “Ролан Гаррос” или даже непосредственно представителей прессы. Это выступление против системы, которая заставляет спортсменов общаться с журналистами, когда они страдают от психических проблем».

Не все поддержали Осаку в ее бойкоте прессы. Многие игроки, комментировавшие ее решение, говорили, что без журналистов теннис и теннисисты не были бы так популярны. В СМИ тогда вспоминали легендарную Билли Джин Кинг, которая рассказывала, что в 70‑х, когда WTA только появилась, она всегда терпеливо отвечала даже на самые глупые и повторяющиеся вопросы журналистов — ​потому что хотела, чтобы люди лучше понимали теннис. К тому же через интервью и пресс-­конференции она привлекает новых зрителей. Кроме того, Осаку раскритиковали за неуважение к японским журналистам, которые специально ради нее во время пандемии прилетели в Париж, пройдя карантин.

Руководству всех четырех турниров «Большого шлема» не очень понравился бойкот Осаки, и они выпустили совместное заявление. В нем говорилось, что психическое здоровье игроков для турниров очень важно, и они направляют большие ресурсы на то, чтобы его поддерживать. Также отмечалось, что все «Шлемы» отправляли Осаке письма и пытались начать диалог — ​выяснить детали ее претензий и подумать о возможных способах их решения. Но она им не ответила. Ей также напомнили, что общение с журналистами — ​это обязанность, предусмотренная правилами. Если все их соблюдают, а один игрок нет — ​это дает ему нечестное преимущество.

В итоге после первой пропущенной конференции Осаку оштра­фовали на 15 тысяч долларов и предупредили о более серьезных санкциях — ​вплоть до дисквалификации с «Ролан Гаррос» и даже других «Шлемов». Но Наоми сыграла на опережение и на следующий день объявила, что снимается с матча второго круга. При этом отметила, что ее решение связано именно с конфликтом, а не с травмой.

«После победы на US Open 2018 я была в затяжной депрессии, мне было трудно ее побороть. Все, кто со мной знаком, знают: я интроверт. На турнирах я часто в наушниках, это помогает приглушить ощущение тревоги. При общении с медиа я очень нервничаю, мне трудно идти на контакт. В Париже я чувствовала себя уязвимой, ощущала тревогу и решила позаботиться о себе», — ​написала Осака в своем итоговом обращении к пуб­лике. После этого Наоми не выступала два месяца, вплоть до Олимпиады в Токио. Там она с журналистами решила все‑таки общаться. И вот как она объяснила им свой парижский бойкот.

«В детстве меня учили терпеть и работать, и это очень ценный урок, потому что он мне очень многое принес. Но наступил момент, когда я просто спросила себя: “Зачем?” Если я так себя чувствую, зачем мне это терпеть, если я могу бросить этому вызов, решить проблему и продолжить свой путь? После всего, что случилось в Париже, я какое‑то время сидела, заперевшись дома. Но потом поехала на Олимпиаду, и ко мне подошло столько разных спортсменов. Это было удивительно, я чувствовала поддержку», — ​рассказала она.

Наоми добавила, что ей нужен был перерыв от тенниса, но ей было стыдно его брать, ведь спортсменов учат быть сильными и все преодолевать. Она все же поступила по-своему, и это многому ее научило. Раньше ее целью были победы, а сейчас — ​ощущение счастья. Наоми начала постоянно работать с психологом. Но уже на следующем турнире, после неудачной Олимпиады, случился новый инцидент. Осака заплакала на пресс-­конференции из-за сравнительно безобидного вопроса журналиста. Тот спросил, как Наоми совмещает в себе нелюбовь к общению с прессой и ее большую активность вне корта, которую журналисты ей помогают освещать. Осака сделала вид, что не поняла вопроса: «Вы говорите, что я не особо люб­лю с вами общаться, о чем речь?» Журналист напомнил ей ее же слова о том, что пресс-­конференции не имеют смысла. Наоми ответила следующее: «Я не могу говорить за других, могу говорить только за себя. Но из-за моей истории и моей игры ко мне довольно рано появился интерес медиа. В этом плане я отличаюсь от многих и не могу повлиять на то, что какие‑то мои твиты или какие‑то мои слова привлекают повышенное внимание. Я не до конца понимаю, как найти баланс. Я бы сказала, что только пытаюсь его найти». После чего заплакала… В тот же день журналисту начали поступать угрозы от фанатов Осаки. Кто‑то в теннисном сообществе счел вопрос слишком агрессивным, кто‑то — ​злым по тональности. Но многие встали на сторону журналиста, не увидев в его словах ничего криминального.

На следующем турнире — ​US Open 2021 — ​Наоми не подала на матч и проиграла будущей финалистке, 19‑летней Лейле Фернандес. В той встрече Осака трижды бросала ракетку о корт и выбивала мячи на трибуны, чего раньше за ней не замечалось. Это свидетельствовало о моральной яме, в которой она оказалась. После матча она снова заплакала на пресс-­конференции и объявила о приостановке карьеры. «В последнее время победы приносят мне не радость, а только облегчение. А от поражений мне очень грустно. По-моему, это ненормально. Я не хотела плакать, но сейчас… (начинает плакать). Сейчас я пытаюсь понять, что хочу дальше делать. Честно, я не знаю, когда проведу следующий матч. Думаю, сейчас я возьму перерыв».

Многие поддержали Наоми. Роджер Федерер, Доминик Тим, Коко Гауфф и ряд других игроков говорили, что Осака полностью права, когда поднимает тему ментального здоровья и поступает, исходя из своих чувств. Чуть прохладнее высказался Надаль. Он заявил, что сочувствует Наоми, но считает, что теннисист должен справляться с давлением, с неприятными вопросами журналистов и враждебными выкриками с трибун. А ярче всех высказался Борис Беккер: «Если ты не можешь работать с медиа, профессиональным теннисистом быть очень сложно. Без прессы тур не сможет существовать, призовых не будет, спонсоров не будет. Да, никому не нравится общаться с журналистами, но это часть работы. Этому нужно учиться. И разве это давление? По-моему, давление — ​это когда тебе нечего есть, когда тебе нужно кормить семью, а ты сидишь без работы. Или когда у тебя серьезная травма. Разве это не более серьезное давление? А ей 23 года, она здоровая, богатая, семья в порядке. Где здесь, мать его, давление?» — ​сказал он The Times.

Наоми вне корта

Психологические проблемы в жизни Осаки сочетались с большим финансовым успехом. Наоми стала не просто успешной, она стала самой богатой теннисисткой планеты. Ее проекты за пределами корта — ​один масштабнее другого. Она заключила контракт с модным брендом Louis Vuitton, выпустила документальный фильм о себе на Netflix, стала участницей модной тусовки Met Gala, запустила свою линию косметики. В 2022‑м Осака выпустила именные коллекции и отдельную продукцию совместно с Nike, Levi’s, наушниками Beats, часами Tag Heuer и салатами Sweetgreen, а ее собственная марка средств по уходу за кожей Kinló стала продаваться в крупнейшей торговой сети США — ​Wallmart.

Еще Осака выпустила детскую книгу, а также вместе с Ником Кирьосом инвестировала в пиклбольную команду Miami Pickleball Club (пиклбол — ​вид спорта, сочетающий в себе элементы бадминтона, тенниса и настольного тенниса). Один из самых амбициозных проектов Осаки — ​собственное маркетинговое агентство Evolve. Она создала его после ухода из IMG. Первым клиентом Evolve стал все тот же Ник Кирьос. А сейчас услугами агентства пользуется еще Онс Жабер.

Помимо всего этого, Осака совместно с легендой баскетбола Леброном Джеймсом создала компанию по производству кино и сериалов Hana Kuma и выступила исполнительным продюсером документального фильма о Пэтси Минк. Это американка японского происхождения, благодаря которой в США начал развиваться женский спорт. В 1972 году она провела через Конгресс поправку, в результате которой девочек уравняли с мальчиками в праве заниматься спортом в учебных заведениях.

Все эти контракты и проекты привели к тому, что в 2022 году Осака заработала 51,1 миллион долларов, по данным Forbes. Это самая большая цифра за всю историю женского тенниса. Наоми возглавила список самых высокооплачиваемых спортсменок прошлого года. В топ-25 вошли 12 теннисисток, семь гольфисток, две футболистки и четыре представительницы других видов спорта. А годом ранее, в декабре 2021‑го, Наоми Осака вошла в список 25 самых влиятельных женщин года по версии газеты Financial Times.

Семья и теннисные перспективы

В теннис в 2022 году Осака играла не очень много и, по своим меркам, не слишком успешно. Из 11 турниров прошлого сезона на девяти она вылетала в первом или втором круге. Единственный успех случился в Майами, где Наоми дошла до финала. Итог — ​42‑е место в рейтинге. Когда в начале 2023 года Осака снялась с Australian Open, часть болельщиков могла решить, что интереса к теннису у нее больше нет и не будет. Но причина оказалась совсем в другом: выяснилось, что Наоми с рэпером Cordae ждут ребенка. «Я понимаю, что жизнь коротка, и не воспринимаю никакие события как должное, каждый день — ​это новый подарок свыше и приключение. Я знаю, что у меня многое впереди, а сейчас с нетерпением жду момента, когда мой ребенок будет смотреть мои матчи и говорить: “Это моя мама”», — ​написала Наоми в соцсетях.

5 июля экс-первая ракетка мира родила девочку. Когда Осака объявила о своей беременности в начале этого года накануне Australian Open, она сказала, что сначала будет отдыхать после родов, но вернется как раз к Открытому чемпионату Австралии 2024 года. А в конце августа Наоми уже опубликовала в социальных сетях пост о своем возвращении в тур. Очевидно, японка усиленно готовится и тренируется.

Таким образом, она действительно хочет вернуться в тур уже в статусе мамы. Еще в марте 2023‑го, до рождения дочери Наоми заявила, что по-прежнему чувствует себя конкурентоспособной и очень хочет после возвращения вы­игрывать турниры «Большого шлема». Реально ли это? Очень легко сказать, что нереально. Это не получилось даже у Серены Уиль­ямс. Но она возвращалась в 36, а не в 26. К тому же, «Шлемы» в недавнем прошлом после рождения ребенка выигрывала Ким Кляйстерс. До нее это делали в одиночном разряде Ивонн Гулагонг и Маргарет Корт. В паре это удавалось Вере Звонарёвой. Высокие результаты в статусе мамы показывали Виктория Азаренко, Линдсей Дэвенпорт, Елена Веснина и многие другие.

Помешать Наоми может недостаток мотивации: она заработала на безбедную старость себе и своему ребенку, а ради побед на крупнейших турнирах нужно пахать так, словно от этого зависит твоя жизнь. Кроме того, за полтора-два года, которые Наоми будет находиться вне тура, теннис шагнет вперед. Конкурировать придется не с 37‑летней Сереной и 30‑летними Квитовой и Азаренко, а с такими «монстрами», как 22‑летняя Свёнтек, 24‑летняя Рыбакина и новоиспеченная первая ракетка мира 25‑летняя Соболенко, которые не уступают Наоми в мощи и явно превосходят в скорости. Выиграть даже один «Шлем» в таких условиях будет задачей такого уровня сложности, по сравнению с которой четыре титула в предыдущие годы — ​абсолютные пустяки.

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©