В своих публикациях автор этих строк неоднократно обращал внимание на то, насколько негативно на психологическую готовность юных теннисистов могут влиять не всегда обоснованные амбиции и завышенные притязания на высокие спортивные результаты со стороны их родителей.
Даже если родители теннисиста достаточно «продвинуты» и не ставят достижение, как им кажется, вполне посильных результатов на соревнованиях как условие, например, продолжения занятий теннисом или какого-либо поощрения, их выраженные ожидания по поводу спортивных успехов своего ребенка наверняка не станут для него секретом.
Соответственно, для юного теннисиста, осознающего насколько родителям важны его спортивные результаты, значимость возможного поражения вырастает многократно, а с ним и психологическое давление, и рост тревожных ожиданий. В такой ситуации достижение спортсменом оптимального психологического состояния, того состояния в котором он мог бы показать свою наилучшую игру, становится крайне затруднительным.
Зачастую приходится наблюдать такой своеобразный порочный круг – спортсмен показывает на тренировках высокий уровень физической и технической подготовки, его родители рассчитывают на хорошие выступления на соревнованиях, но как раз этого и не происходит, во многом «благодаря» таким ожиданиям.
Когда задача спортсмена сводится только к непосредственному результату матча, вместо ориентации на высокий уровень игры и самоотдачу, достаточно сложно добиться нужного уровня позитива и раскрепощенности – необходимых составляющих оптимального психологического состояния теннисиста во время игры.
В большинстве случаев родителям достаточно, что называется, отпустить ситуацию, предоставив юного спортсмена самому себе и, конечно, его тренеру, что бы тревожные ожидания от возможного «очередного позора» перестали негативно влиять на эмоциональное состояние игрока.
Вместе с тем, многим родителям сделать это весьма непросто, даже если они и осознают тот факт, что их пристальное внимание к спортивным занятиям детей влечет иногда дополнительную психологическую нагрузку на них.
Видимо «заболевание» теннисом, наличие свободного времени, а, возможно, и собственные нереализованные спортивные амбиции не позволяют таким людям «пустить все на самотек». Более того, со временем, наблюдая за тренировками своих детей и дополнительно изучая вопрос подготовки в теннисе, многие родители приходят к ошибочному заключению, что они стали специалистами в этой области. Они начинают что-то советовать своему ребенку, а иногда и его тренеру, на предмет того, как улучшить процесс подготовки спортсмена.
Поиск «рецепта» улучшения игры своего ребенка иногда приводит к новым ошибкам: часто причиной слабых, с точки зрения родителей, спортивных результатов своего ребенка они видят в недостаточной компетенции тренера, что закономерно подводит их к мысли о необходимости поиска нового, более квалифицированного специалиста. И хорошо, если они в дальнейшем действительно попадают к настоящим профессионалам, которые смогут повысить уровень игры юных спортсменов.
Но, к сожалению, приходится признать, что подобное развитие событий с «хэппи эндом» бывает крайне редко. Как показывает статистика, смена тренера в юниорском теннисе, как правило, чревата снижением спортивных результатов.
В большинстве случаев на пути таких «ищущих» родителей попадаются не продвинутые профессионалы, а тренеры-«фантики», те люди, которые умеют подать себя и свои тренерские «таланты» наиболее привлекательным образом, т.е. продемонстрировать яркую обертку, за которой очень редко скрыто серьезное содержание.
В настоящее время для собственной раскрутки такие специалисты активно используют, конечно же, социальные сети. Красивые фото и видео – и некому неизвестный в профессиональной среде коуч становится «звездой» в мире тенниса, особенно, если он напирает на то, что знаком со спортсменами действительно высокого уровня.
Кроме того, обычно такие теннисные «ноунеймы» говорят родителям спортсменов, то, что те больше всего хотят услышать: что их ребенок бесконечно талантлив, и, что при помощи хорошего специалиста (подразумевая себя, разумеется) он может достигнуть самых высоких вершин большого спорта. При этом они, естественно, не «стесняются» оценивать свои услуги на уровне действительно хороших специалистов.
Естественно, что в последующем, бесполезно потратив кучу времени и денег на работу с таким тренером, и наблюдая не только отсутствие ожидаемых результатов, а, наоборот, снижение уровня подготовки своего ребенка, родители начинают задаваться вопросом, что возможно они сделали неверный шаг.
В такой ситуации, объясняя слабые результаты, горе-специалисты могут сетовать на то, что они не ожидали, что «все так запущено» и требуется гораздо большее время для исправления ситуации, затягивая тот момент, когда родителям, наконец, станет окончательно ясно, что они совершили ошибку поменяв тренера. В независимости от дальнейших шагов «ищущих» родителей – возвращение к прежнему тренеру или поиск действительно хорошего специалиста – время на подготовку спортсмена упущено.
Таким образом, родительские амбиции в любом случае плохой спутник процесса подготовки спортсменов, но в некоторых ситуациях они могут играть роковую роль, ставя жирный крест на успешной и счастливой спортивной жизни юного теннисиста.
Для решения этой проблемы спортивным школам и клубам нужно занимать более активную позицию, в первую очередь, с точки зрения целенаправленного повышения психологической компетенции родителей игроков, помогая разобраться в тонкостях психологической подготовки юных спортсменов.
Одной из важных составляющих этой компетенции должно быть понимание того, что формирование дополнительной мотивации юного теннисиста для достижения высоких спортивных результатов требуется крайне редко и это задача скорее для тренера, чем для родителей.
Другой важной составляющей родительских знаний о психологической подготовке теннисистов может быть представление о том, что страх проигрыша самый скверный спутник спортсмена, и что необходимо приложить все усилия, чтобы постараться этот страх минимизировать. А это значит, что, в первую очередь, самим родителям необходимо ориентироваться на повышения качества игры теннисиста, а не на количество очков в рейтинге.
Игорь Бабичев