Пятикратная чемпионка турниров «Большого Шлема» объявила о завершении карьеры.
То, о чем уже не первый год говорят теннисные обозреватели, свершилось: российская теннисистка Мария Шарапова решила повесить ракетку на гвоздь. Если продолжить этот образ, то последним гвоздем в гроб ее карьеры стало поражение от Донны Векич в первом круге Australian Open 2020. Уже по итогам сезона-2019 мега-популярная российская теннисистка занимала скромное 133-е место в мировом рейтинге. С февраля по август 2019 Мария сыграла из-за травм всего в шести турнирах, выиграв лишь три матча… А начала год 2020-й с поражения в первом круге на турнире в Брисбене. Перед стартом Australian Open 2020 Шарапова занимала в рейтинге лишь 145-е место, а проиграв в Мельбурне на корте Рода Лэйвера хорватке Векич (3/6, 4/6), экс-первая ракетка мира опустилась в рейтинге на 369-е место.
Это было уже ниже плинтуса! Шарапова явно затянула с давно напрашивавшемся уходом из профессионального спорта, и должна была, как минимум, уйти еще в прошлом году, в течение которого она играла крайне мало из-за травм: последний раз в минувшем сезоне она вышла на корт в Абу-Даби, победив в выставочном матче австралийку Айлу Томлянович. Ее также ждали в Санкт-Петербурге на турнире St. Petersburg Ladies Trophy 2020, где она годом ранее обыграла в первом круге Дарью Гаврилову, а потом снялась из-за травмы плеча в матча, в котором ей предстояло сыграть с соотечественницей Дарьей Касаткиной. Тогда во время неформального общения с болельщиками Мария пообещала вернуться и вновь сыграть в турнире St. Petersburg Ladies Trophy – но слово свое не сдержала… И вот решила, наконец, уйти. Могла уйти красиво, в зените славы или хотя бы с почетом. Но так умеют уходить из спорта единицы. В теннисе это сделал Михаил Южный (его достойно проводили на турнире в том же Санкт-Петербурге), Марат Сафин попрощался на «Мастерсе» в парижском «Берси» (попрощался рано, но лучше так, чем агонизировать, как Шарапова). По-английски ушел Евгений Кафельников, главный критик Марии последних лет. Как-то странно ушел, но в любом случае не опускался до четвертой сотни рейтинга…
«Теннис, я говорю до свидания», – написала уроженка сибирской Нягани в своей колонке в американском глянцевом журнале с подходящим названием Vanity Fair – «Ярмарка тщеславия». Собственно, само пребывание в компании элитных теннисисток мира, и есть ярмарка тщеславия. Чего-чего, а тщеславия Марии не занимать. Не тщеславным скромницам, чуждым славы и богатства, в элите тенниса не место. Только тщетно всё это, в конце концов, не в призовых и не в званиях счастье – спросите у Динары Сафиной, она любит порассуждать на эту тему…
«Как можно оставить позади единственную жизнь, которую знаешь? – продолжает свое прощальное письмо Мария.- Как можно уйти с кортов, на которых тренировалась с детства, из игры, которую любишь? Игру, которая подарила тебе слезы и радость. Спорт, в котором ты нашла семью и болельщиков, которые были за тебя более 28 лет. Для меня это в новинку, так что, пожалуйста, простите меня».
Прощаем… В том числе – отсутствие сантиментов и холодную без искры в глазах дежурную пиар-улыбку при общении с российской публикой, с которой она говорила на почти что переводном (с английского) русском. И пожелаем Марии обрести, наконец, тихую гавань с любимым мужчиной (арт-дилером Гилксом или потенциальным его сменщиком, который потянет роль спутника Марии Шараповой).
Мы благодарны Шараповой за то, что она так или иначе прославила Россию, хотя всю сознательную жизнь прожила в Америке, которая по жестокой иронии судьбы в итоге и похоронила ее спортивную карьеру, «пришив» ей мельдониевое дело. Мы благодарны ей за пять выигранных турниров «Большого шлема» в одиночном разряде с 2004 по 2014 годы, за 39 выигранных под флагом России турниров WTA (36 в одиночном разряде). За то, что в 2008 году помогла сборной России выиграть Кубок Федерации, отлично отыграв на выезде в Израиле. За то, что, в 2012 году завоевала серебряную медаль на Олимпиаде в Лондоне в одиночном разряде, а в 2015 выиграла обе свои одиночки в пражском кубковом финале – и не ее вина, что наши девушки умудрились тот финал проиграть. Еще мы говорим Марии спасибо за то, что, как отметил Президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев, она «была номером один для популяризации российского тенниса» и являлась для всех примером для подражания. “На нее многие девочки равнялись. Имиджевая составляющая ее была огромной”, – подчеркнул Тарпищев.
Но, пожалуй, именно забота об имидже и сыграла под конец карьеры с ней злую шутку. Наверное, она действительно хотела поправить свой поблекший имидж, доказать, что все еще способна вернуться в компанию сильнейших, но время и последствия мельдониевого скандала неумолимо брали свое.
Простим ей и этот неяркий уход на минорной ноте. Возможно, ей еще и устроят где-нибудь пафосные проводы, но это будет уже не то. По еще одной иронии судьбы, вовремя уйти не смогла и заклятая соперница Марии – американка Серена Уильямс. И если продолжит безнадежно бороться со временем – рискует отчасти повторить судьбу той, из-за которой она потом рыдала в раздевалке после проигранного финала Уимблдона 2004 года…
Михаил Иванов