Уверенность, уверенность и еще раз уверенность в себе — важнейшее качество победителей. Как же его развивать в учениках?*
Постепенность — еще один важный акцент, которому приходится специально уделять внимание в психологической тренировке юных спортсменов. Я говорю, что не прошу тебя научиться делать это сразу, «за один присест». Просто пробуй тренировать это умение. Оцени, на сколько процентов оно развито у тебя в данный момент. Твоя задача — на завтрашней игре получить небольшой «прирост», может быть, всего несколько процентов. Такая установка снимает напряжение, из- бавляет от мысли о собственном несоответствии какой-то планке и переводит внимание на процесс действия. Что, собственно, и составляет основу достижения лучшего результата.
Следующая Ванина игра, которую я наблюдала через некоторое время, отличалась тем, что Ваня за всю игру ни разу не заплакал, не стучал ракеткой и не жаловался маме. Его игра продолжала быть более слабой и технически простой, чем то, что освоено на тренировке, но достаточной для того, чтобы выиграть у конкретного противника с некоторым перевесом.
Я обратила внимание на «тотальность» переживаний выигрыша и проигрыша, характерную для спортсменов этого возраста. Проиграть — плохо, а выиграть хорошо, независимо от того, какую игру ты демонстрировал, независимо от силы соперника, с которым играл.
Из этого последовала следующая тема для обсуждения с моим клиентом. Я открыла Ване небольшой секрет: профессиональные спортсмены в игре имеют не единственную задачу — выиграть, а решают еще дополнительные задачи, например, тренировка технических или психологических навыков. Здесь можно воспользоваться метафорой: иметь в уме только одну задачу выиграть — это все равно, что стоять на одной ноге, очень легко выбить опору из-под одной ноги.
Дополнительные задачи — это еще одна — две — три ноги, которые создают более устойчивую конструкцию. Я предложила Ване выбрать для себя дополнительные задачи на следующую игру. Так, помимо задачи выиграть, у Вани оказались еще две: улучшить умение отключать нежелательные мысли в игре и тренировка технических элементов.
После завершающей игры турнира Ваня подвел промежуточные итоги психологической подготовки: по его мнению, задача научиться «не психовать», поставленная в начале обращения к психологу, решена на 98%, а вот задача «не волноваться» пока не решена. Он волнуется больше, чем ему нужно для оптимального состояния во время игры. Также, по Ваниной оценке, умение «отключать нежелательные мысли» во время завершающей игры улучшилось на 3%.
Оценка спортсменом собственных навыков и оценка решенности поставленных задач в процентах или баллах, не важно, по какой шкале — это один из наиболее простых и действенных приемов, используемых многими, если не всеми спортивными психологами. Не столь важна сама цифра, называемая спортсменом, сколько факт самооценки, обращения внимания на свое качество и связанные с этим вопросы: достаточно — недостаточно, улучшил — не улучшил. Происходит присвоение ответственности спортсменом за собственные изменения. Замечание собственных усилий, действий, результатов. Это позволяет, избежав «нотаций», донести до юного спортсмена ощущение того, что он управляет собственным развитием.
Вообще в работе с юными спортсменами принципиально важно избежать, насколько возможно, «вливания» информации о том, как они должны себя вести. Если опираться на метафору входящего и исходящего потока информации — у детей и подростков в нашей культуре в настоящее время максимально перегружен входящий поток. Все и всегда объясняют им «как надо». В одной восточной притче это описано как «лить кипяток в чашку, которая уже полна вчерашнего чая». Вода переливается через край, льется на блюдце на стол. А мы огорчаемся растрачиваемым впустую усилиям. Дети не слышат объяснений по третьему, пятому, сотому разу.
Что делать? А какие еще существуют приемы разговора? Если я поняла, какую идею я хочу донести или чему научить — в этом месте я делаю паузу. Иногда длительную. Я знаю, что если просто сразу поделиться — это будет работа, затраченная впустую. Самое простое — я нахожу время и удобную ситуацию, чтобы спросить спортсмена, что он сам думает по этому вопросу. То есть сначала «вылить из чаши» хотя бы небольшую часть содержимого. Иногда я предупреждаю о том, что сейчас расскажу, как была видна игра со стороны и говорю, что мне важно проверить — было ли это схоже с его ощущениями «изнутри». Я стараюсь создать ситуацию, когда мнение и субъективная картина моего клиента равноценна моей, и мы можем ими обменяться. Если мне важно что‑то «донести», я предупреждаю о том, что я сейчас расскажу что‑то и попрошу спортсмена высказать его мнение — как ему кажется, может ли это быть ему полезно и почему. Стараюсь не забыть спросить после этого его мысли.
Все вышеописанное — это наброски, фрагменты работы, состоявшей из семи встреч, включавших консультации в офисе, встречи на тренировках и играх. Был достигнут первый результат: поведение на корте стало управляемым, для спортсмена прояснились закономерности, которым подчиняется его психика во время игр и тренировок, появилось воодушевление. На следующем этапе работы, в следующем сезоне мы продолжили работу по оттачиванию умений переключать свое состояние и свое внимание во время игры с отчаяния, возникающего, когда проигрываешь несколько мячей подряд, на оптимальное боевое состояние, а также занимались вопросами «решающих мячей».
*Тихвинская Е. О. Психология Чемпиона. Начало пути. Эссе об уверенности.