Life and Style Статьи

Первый закон победителей: правильное включение ребенка в соревновательный процесс

Еще летом мы начали печатать отрывки из книги Сергея Елисеева, известного российского тренера с 35-летним стажем, в прошлом одного из сильнейших юниоров Ленинграда 1970-х годов, первого президента Федерации тенниса Санкт-Петербурга. В этой главе известный специалист  рассказывает о том, как важно подключать ребенка к соревнованиям постепенно, не форсируя…

Встреча на корте между двумя участниками — это, прежде всего, их противоборство. Начинается оно в тот момент, когда прошла жеребьевка и оба участника узнали о том, что встречаются между собой. В любом возрасте это волнительный момент, в детском — особенно. Особенно потому, что дети не могут порой реально оценить истинную силу соперника, а самое главное — свою силу на данный момент. Коллеги рассказывают, как один очень талантливый мальчик, творивший чудеса на тренировках, так испугался играть на первом соревновании, что так и не смог преодолеть этот комплекс и в результате ушел из тенниса в командный вид спорта — футбол, став хорошим вратарем. У меня была еще более острая ситуация в моей тренерской практике. Один мальчик так испугался играть со счетом со своим партнером по группе, что у него пошла пена изо рта во время игры. Пришлось вообще прекратить занятия с ним, потому что теннис — это прежде всего спорт и невозможно не играть со счетом хотя бы на тренировках. Детская психика очень подвижна и ранима. Нужно объяснять ребенку, что процесс вхождения в соревнования — такое же обучение, как и обучение ударам, и развитие этого навыка требует времени.

Тема психологической подготовки юных теннисистов к соревнованиям самого различного уровня и формирование у них психологии победителей — главная задача этой книги. В современной реальности я разделил бы соревнования по степени важности на три категории:
1) соревнования внутри школы, клуба или секции;
2) турниры выходного дня;
3) турниры РТТ (Российский теннисный тур).

Сразу оговоримся, что мы рекомендуем последовательно осваивать турниры, не перескакивая через категории. Соблюдая такую последовательность участия в турнирах, вы уже выполните первый закон победителей: правильное включение ребенка в соревновательный процесс. Очень трудный момент для тренера на первом соревновательном этапе в своей группе — определить лидеров, кандидатов в победители, дать им почувствовать уверенность в своих силах и в то же время не отпугнуть тех, кто на первом же этапе соревнований начинает проигрывать. Здесь нужна дипломатия.

На втором этапе — турнирах выходного дня — сразу же возникнет проблема адаптации к незнакомой обстановке. Моя ученица так растерялась на одном из первых таких турниров, что не смогла самостоятельно найти выход из комплекса и стала мне названивать по телефону с просьбой помочь. Здесь можно посоветовать следующее: перед тем как ехать на первый выездной турнир, свозите ребенка на соревнования в этот клуб сначала в качестве зрителя. Мы так и сделали, однако…

Вот что рассказала мне Наталья Черепкова, тренер из Кыргызстана: «Турнир “Зеленый мяч” в Алма-Ате. Это первый турнир для девочки девяти лет на выезде. Маленькая, немногословная девочка, я бы даже сказала, молчаливая для этого возраста. И вроде все ничего, пришли на корты, ознакомились с ситуацией, даже удалось потренироваться немного. На другой день пришли на игры. Вызывают на корт. И что я вижу… Эта и так небольшого роста девчушка стала еще меньше, да еще и прихрамывает на одну ногу, причем прихрамывает очень даже активно. Смотрю на маму девочки, недоумевая, что могло случиться? Ведь еще буквально десять минут назад этой проблемы не было. Спрашиваю: “Что случилось, почему хромаем?” Мама смотрит на меня и говорит: “Кто?” “Как кто? — спрашиваю, — Аня”. “Да она всегда так ходит”, — отвечает Катя. “Ну она, пока не вызвали на корт, шла нормально, а сейчас вы только посмотрите”, — не унимаюсь я.

Начинаю переживать, просчитываю, отчего она захромала. И рекомендую маме по приезде домой проверить позвоночник, сходить к мануалисту, мало ли что. Надо отдать должное родителям, по приезде они сразу пошли к специалисту. Было очень интересно узнать результат осмотра. По словам мамы, он сказал, что проблем со спиной у девочки нет… Вся проблема — у нее в голове, просто, когда она чего‑то боится, так срабатывает ее организм, напоминая ракушку, защищая от проблемы. И даже сама девочка не ощущает своей, так называемой, хромоты».

Эта история показывает, как на самой ранней стадии участия ребенка в соревнованиях можно выявить его проблемы в психологическом плане. А проблема эта очень просто называется —страх. Страх проиграть, разочаровать родителей, тренера, самого себя… Чем раньше эта проблема «высвечивается», тем раньше надо над ней начать работать и тем самым значительно больше вероятность этот страх преодолеть в ближайшее время. А вот за какое время —это уже зависит от умения работать. Мы очень надеемся, что в этой книге вы найдете полезные советы, упражнения и методики.

Турниры выходного дня проходят, как правило, смешанные, т. е. играют и мальчики, и девочки вместе в одном дивизионе или группе. В этом моменте есть и плюсы, и минусы. В раннем возрасте, 6–0 лет, девочки осваивают правильную технику быстрее и играют несколько в иной теннис — более правильный, чем мальчики. Поэтому те, кто играет правильно, могут из-за от‑ сутствия опыта в этом возрасте даже проиграть нетехничным, а, проще говоря, —корявым   игрокам. Из-за этого они расстраиваются. Но это тоже хорошая психологическая закалка. Играть надо уметь с любым соперником!

По моему опыту, способные дети могут начать играть в турнирах выходного дня в младшем дивизионе уже через 8 месяцев после начала занятий. Как образец таких турниров можно при‑ вести серию юношеских турниров под общим названием «Кубок вице-президента Федерации тенниса Санкт-Петербурга», устраиваемых в один день (по воскресеньям). Соревнования проводятся в трех дивизионах по силам (сильнейший —первый).

Мальчики играют вместе с девочками. Первый этап в каждом дивизионе —это игры в группах по круговой системе (каждый играет с каждым). В группе участвуют, как правило, 3– человека. Занявшие первые два места в группе выходят в следующий этап, где по олимпийской системе разыгрываются места в турнире. Таким образом, призеры могут сыграть за день с со‑ вершенно разными соперниками 5– встреч. Хорошая школа!

Также надо отметить, что каждая встреча проводится по времени —20 минут. Успехи в каждом турнире фиксируются организаторами, и ведется «чемпионская гонка» на протяжении всего осенне-весеннего сезона.

Сергей Елисеев

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©