Как психолог, очень часто сталкиваюсь с запросом от родителей про мотивацию ребенка-спортсмена. Звучит он примерно так: «У ребёнка неплохие результаты в спорте, но в последнее время и мы, и тренер замечаем, что глаз «не горит». Спортсмен всё выполняет, но без собственной инициативы, лишь бы от него отстали. Как с этим быть?».
Поначалу выбор вида спорта для ребенка зависит от внешних факторов, например таких, как близость расположения к дому, для физического развития, «за компанию» с соседним ребенком или просто потому что «модно». Юному спортсмену нравятся знакомства, интерес к выполнению упражнений, некая новизна и т.д. Что происходит после? Рано или поздно приходит пора соревнований. И, бывает, не всегда успешных. За ними следует неуверенность, тревога по поводу огорчения родителей.
Большой помощью для ребенка-спортсмена будет поддержка родителей. Не навязчивая и обязывающая, а успокаивающая и принимающая. Как это устроить?
1. Давать ребенку понять, что не осуждаете, а принимаете его результаты. Объяснять собственные сожаление во время проигрыша спортсмена.
2. Отметить волю спортсмена. Независимо от результата найти что-то хорошее и похвалить за это.
3. Задавать ему правильные вопросы, сподвигающие на анализ проделанной работы: «Давай подумаем, что не получилось? Что следует доработать?»
4. Помогайте ему отделить собственную оценку от достижений в спорте. Говорите, что вам приятно, когда он выигрывает и у него получается. Но это не значит, что при проигрыше он станет менее любим.
5. Не ставьте ему цель выиграть. Она непонятна и обособленна. Разбивайте на менее составные работающие части.
6. Напоминайте юному чемпиону об улучшениях в технике. Сравнивайте, что было полгода назад и что получается сейчас. Взрослые спортсмены принимают это как закономерность, но для детей важно видеть свой рост в тактическом и техническом плане.
7. Желательно составлять план работы: что хочется улучшить до конца сезона?
Основная задача для родителя – это правильно «подпитывать» внутреннее желание ребенка заниматься спортом и улучшать свои умения. В дальнейшем, при переходе в другой возрастной период именно такое желание и перерастает в осознанное спортивное совершенствование, более глубокое желание работать над своими навыками и завоевывать призовые места!