Излишне говорить, что наставнику совершенно недопустимо иметь «любимчиков», которым по субъективным или объективным причинам достается больше моральных преференций и меньше критических замечаний.
Таким образом, ровное и объективное отношение тренера ко всем своим воспитанникам – необходимое условие поддержания позитивных взаимоотношений в спортивной группе.
Очень важно избегать моментов, когда в группе появляется неформальный лидер, особенно не являющийся таковым с точки зрения спортивного мастерства. В таких случаях может возникнуть своеобразная «дедовщина».
Это особенно вероятно в тех коллективах, где спортсмены разного возраста, и старшие могут оказывать определенное негативное давление на младших. Если тренер «сквозь пальцы» смотрит на возникновение в группе своеобразной иерархии, ни о каком благоприятном психологическом климате речь идти не может. В этом смысле, предпочтительнее, чтобы спортивный коллектив формировался из сверстников.
Ситуации, когда одни спортсмены систематически третируют других, должны однозначно рассматриваться как грубое нарушение дисциплины и предупреждаться в самом начале. Юные спортсмены должны понимать, что лидер у группы всегда один, и это – тренер, и все спортсмены равноправны и равнозначны для него.
Важным спутником позитивного микроклимата в любом коллективе является непринужденная атмосфера общения и проявление юмора. Хорошая добрая шутка способствует снятию излишнего напряжения, неизбежно возникающего в процессе трудоемких и продолжительных тренировок.
Хотя возможен и обратный эффект, когда объектом пусть и безобидной шутки становится кто-то из юных спортсменов, обладающих тревожным темпераментом: вместо расслабленности возникнет дополнительное напряжение (по крайней мере, со стороны «обиженного») или даже некоторая отчужденность.
Кроме того, возможно, что в дальнейшем спортсмен может стать объектом насмешек со стороны других детей, что, безусловно, станет для него значимой психологической проблемой.
Здесь стоит отметить, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата, с точки зрения основателя отечественной педагогики Макаренко А.С., являются чувство собственного достоинства, защищённость каждой личности, гордость за свой коллектив, соблюдение необходимых норм поведения. И все это является важной задачей для тренера.
Улучшить психологическую атмосферу в детском спортивном коллективе можно целенаправленно, включая в тренировочный процесс упражнения, выполнение которых требует четкого коллективного взаимодействия. Положительно сказываются на «тимбилдинге» командные соревнования, когда спортсмены представляют не только себя, но и свой клуб или спортивную школу.
Фото: ТК Tennis Park