Life and Style Статьи

Как поймать «поток», несущий к победе

Известный швейцарский психиатр, в прошлом один из лучших теннисных юниоров мира Андор Симон занимается удивительным психологическим феноменом — флоу-эффектом (от английского “flow” — «поток»), психоэмоциональным состоянием, близким по природе к трансу, в котором человек, в нашем случае — спортсмен, наиболее полно раскрывает свой потенциал*. В интервью немецкому журналу “Tennis Magazin” ученый, беседовавший с ведущими теннисистами и тренерами мира, рассказывает о состоянии «потока» в теннисе.

Tennis Magazin: Господин Симон, когда вы начали изучение флоу-эффекта в теннисе?

Андор Симон: Все началось после ф инала « Ролан Гаррос» 2015 года между Стэном Вавринкой и Новаком Джоковичем. Я сидел в одном из передних рядов на стадионе имени Филиппа Шатрие и видел, как со второго сета Стэна было просто не остановить. Он был «в потоке». До этого Джокович не проигрывал никому на протяжении нескольких месяцев. Но тогда он понял, что ему не выиграть. Это было понятно всем. А серьезно этой проблемой я начал заниматься после Открытого чемпионата Австралии 2020 года.

ТМ: Почему именно после Australian Open 2020?

А.С.: Я был в Мельбурне все две недели, пока шел турнир, и смог воочию увидеть, чего стоит победа на чемпионате «Большого шлема». Мои друзья помогли добыть аккредитацию, к тому же я сидел в ложе Джоковича. Более того, благодаря моему другу, главному врачу реабилитационного центра в Базеле Францу Денцлеру, который оперировал локоть Новака, я попал в ближайшее окружение серба. Признаюсь: теннис, когда ты его наблюдаешь из ложи игроков, превращается в совершенно особое эмоциональное зрелище.

ТМ: Тогда сразу вопрос: что такое флоу-эффект в теннисе?

А.С.: В состоянии потока теннисист как бы полностью «растворяется» в игре. Становится как бы единым целым с мячом. Он испытывает ощущение, что просто не может промахнуться. Все посторонние страхи и помехи для него не существуют. «Флоу» — это ярчайший пример оптимального боевого состояния. Это прекрасное чувство — полное отсутствие сомнений. Ваш тайминг идеален, вы безошибочно выбираете нужный удар. Вы воспринимаете окружающее, но это вас не отвлекает и никак не давит на психику.

ТМ: Не припомню, чтобы я когдалибо испытывал «поток» на корте. Возможно, совсем коротко во время тренировки…

А.С. (улыбается): Может быть. Но, возможно, вы как журналист испытывали что‑то подобное во время написания статьи… Ведь состояние потока можно испытать во время любой деятельности. Что меня особенно удивило во время работы над флоу-эффектом — это то, как по-разному испытывают его разные теннисисты. Фернандо Вердаско был первым профи, с которым я подробно беседовал о «потоке», когда он бывал в Базеле. По его словам, он по-настоящему испытал «флоу» раза четыре за всю свою карьеру. А Патрик Рафтер, кстати — двухкратный победитель турниров «Большого шлема», — не более десяти раз. Хорошо бы мне, конечно, взять интервью у Роджера Федерера, который, по-моему, не выходил из этого состояния…

ТМ: Вы с ним не беседовали?

А.С.: Федерер — один из немногих топ-профи, которого я не интервьюировал. К сожалению, он уже покинул профессиональный корт, а тогда в Австралии его не было. У меня есть его контакты, но пока не получилось встретиться. Федерер, конечно, ярчайший пример, если говорить о состоянии потока. За всю его карьеру я могу припомнить три-четыре его матча, когда он не испытывал его и промахивался на каждом третьем бэкхенде.

ТМ: Кого вы успели проинтервьюировать?

А.С.: Всего я провел более 100 интервью. С теннисистами, тренерами, ветеранами и бывшими звездами. Я начал свои исследования в Швейцарии в 2020 году, с началом коронавирусной пандемии. В этом меня очень поддержала швейцарская теннисная федерация Swiss Tennis. В 2000 году я подробно беседовал с двадцатью региональными игроками, а позже пригласил на беседы Якоба Хласека, Хайнца Гюнтхарда, Мартину Хингис и Марко Кьюдинелли.

ТМ: И что они рассказали?

А.С.: Когда я объяснил Мартине Хингис, что я понимаю под флоу-эффектом, она сказала, что часто испытывала его. Я видел, как она разгромила Кончиту Мартинес в финале Australian Open в 1998 году. Мне всегда нравилось наблюдать за ней — какой талант! Хайнц Гюнтхард тоже очень интересовался этой тематикой, у него ведь был богатый опыт работы тренером со Штеффи Граф. Он привел Марию Шарапову как пример того, как во время матча можно снова и снова восстанавливать концентрацию и сбрасывать все помехи. Перед собственными подачами или перед приемом подачи соперницы она поворачивалась спиной к сетке и слегка пританцовывала. Однажды я поехал в Монтрё к Якобу Хласеку — это было очень интересно. Там я впервые пришел к выводу, что для топ-атлетов переход из состояния высокой боевой готовности к «потоку» происходит плавно.

ТМ: А можно это пояснить?

А.С.: Дело в том, что у них уже имеются все необходимые предпосылки для перехода в состояние потока. Поэтому‑то они и лучшие. Большинство спортсменов достигают оптимального боевого состояния лишь изредка, и, если они попадают в «поток», это для них приятная неожиданность. У выдающихся игроков — таких как Джокович, Надаль или Федерер — гармонично взаимодействуют все базовые компоненты игры, они изначально показывают высочайший уровень — поэтому и переход в «поток» у них происходит легче.

ТМ: Как теннисисты реагируют на вашу просьбу об интервью?

А.С.: Я был приятно удивлен, как открыто они говорят о своем опыте на корте. У некоторых было всего несколько минут, с другими разговор затягивался на часы. У меня есть два правила, которых я придерживаюсь: никогда не говорю с игроком в день матча и никогда не мешаю ему во время приема пищи. Всегда стараюсь найти подходящий для беседы момент.

ТМ: Бывало ли, что игроки отказывали вам в интервью?

А.С.: Александр Зверев — единственный. Сказал, что у него нет времени. С удовольствием встретился бы с Янником Синнером и Карлосом Алькарасом, но я никогда не видел их в ресторане для игроков. А вот Андре Агасси я случайно встретил в коридоре Rod Lаver Arena, попросил его сняться на селфи, а потом как‑то удалось завязать с ним короткую беседу.

ТМ: Какое интервью стало для вас особенно ценным?

А.С.: Я бы сказал — с Джоковичем. Новак буквально открыл мне глаза. В прошлом году на Открытом чемпионате Австралии я встречался со многими игроками. Тогда меня очень впечатлило, как Джокович справился с эмоциями и невероятным давлением после его депортации из Австралии. После его победы я встретил его в буфете для игроков и смог поговорить с ним. Он сказал мне: «Главное — не то, как долго ты можешь пребывать в состоянии потока. Невозможно удержать его на протяжении всего матча. Ключ в том, чтобы как можно скорее вернуться в это состояние, если ты его потерял. Важно уметь снова и снова восстанавливать концентрацию». Думаю, что именно это отличает игроков элиты от остальных. Они понимают, что испытали трудный момент, но потом сразу же отпускают себя.

ТМ: А можно ли это тренировать?

А.С.: Тут мнения расходятся. Большинство американцев — Тэйлор Фритц, Фрэнсис Тиафо, Бен Шелтон, Томми Пол и Джон Изнер утверждают: «Это совершенно невозможно. Нужно просто как можно сильнее бить по мячу, чтобы потом возможно испытать что‑то подобное флоу». То же мне говорили Доминик Тим и Патрик Муратоглу. Другие же — например, Жиль Сервара, тренер Даниила Медведева, с которым я разговаривал неоднократно, уверен, что это вполне можно тренировать. С помощью медитации или упражнений на сосредоточенность. Я тоже придерживаюсь этого мнения. Новак Джокович доказывает это своим примером. Он очень многое делает для улучшения способности к концентрации — занимается медитацией, освоил особые дыхательные техники, которые применяет на корте. Эффект медитации, между прочим, уже никто не оспаривает.

ТМ: Что делать, если медитация не для вас?

А.С.: В повседневной жизни есть масса возможностей тренировать концентрацию. Уже с самого утра, стоя под душем, например, сосредоточьтесь на том, как капли воды стекают по вашему телу. Попробуйте осознанно намылить тело, сосредоточенно вытереться полотенцем. А можно применить и обратную технику: если вас что‑то беспокоит, на полминуты сосредоточьтесь на мешающем факторе, чтобы потом резко отпустить эти мысли. Умение «отпускать» себя, освобождаться от мешающих факторов вовне и снова фокусироваться помогает не только на теннисном корте, но и в нашей обычной жизни.

*Автором «Теории потока» является американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), автор книги «Поток, психология оптимального переживания». В интервью журналу “Wired” ученый так описывает состояние «потока»: «Быть полностью вовлеченным в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Ты полностью вовлечен в деятельность и применяешь свои умения на пределе… Внимание настолько совершенно, что забываешь о времени, о своем теле, окружении и других людях». — прим. ред.

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©