На рубеже двух веков — девятнадцатого и двадцатого — возникло «седьмое искусство» — кинематограф. Рано или поздно оно должно было обратить свой взор на теннис, и эта игра в итоге действительно привлекла внимание режиссеров. В этой статье мы расскажем о том, в каких кинолентах можно встретить актеров с ракеткой. И начнем мы с кинематографа отечественного.
Одним из первых на экране ракетку взял великий мхатовец Анатолий Кторов в фильме «Посол Советского Союза» (1969), где он сыграл шведского короля Густава V и по-королевски грациозно передвигался по корту. Читатели старшего поколения помнят Кторова по блестящему исполнению роли старого князя Болконского в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Кстати, в теннис играл и ближайший друг Кторова — актер Малого театра Игорь Ильинский, с которым Кторов снимался дуэтом в знаменитых картинах режиссера Якова Протазанова «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Иоргена» (1930).
Выйти на теннисный корт довелось и записному красавцу советского киноэкрана латышу Ивару Калныньшу: эпизод на теннисную тему есть в кинокартине «Театр» (1978), снятой по одноименному роману Сомерсета Моэма. Впрочем, любовные сцены с Вией Артмане в этой киноленте удались Калныньшу не в пример лучше игры в теннис, техникой которого он особо не владеет, судя по тому, что мы увидели в кино. В старом добром советском детективном сериале «Вход в лабиринт» герой Ивара Калныньша (ученый-карьерист, укравший рецепт «лекарства против страха») снова вышел на корт и даже попытался изобразить подобие розыгрыша. «На стадионе «Шахтер» — прекрасный корт!» — говорит персонаж Калныньша со знанием дела.
Мужская аудитория затаив дыхание смотрела на кинодиву Ирину Алфёрову в белом теннисном платье при просмотре многосерийного телефильма «ТАСС уполномочен заявить» по книге Юлиана Семёнова. Любопытное совпадение: в мегапопулярном фильме «Три мушкетера» очаровательную Констанцию-Алфёрову отравила леди Винтер-Терехова, а в детективном триллере «ТАСС уполномочен заявить» Алфёрова играет журналистку Ольгу по фамилии… Винтер, причем ее тоже цинично отравили (дело рук завербованного ЦРУ жениха-шпиона, разоблаченного Комитетом государственной безопасности). Теннисного мастерства Алфёрова не продемонстрировала, но никто и не ждал от нее зубодробительных форхендов — сногсшибательного (особенно по советским меркам) короткого теннисного платья оказалось вполне достаточно, чтобы завороженно смотреть на киногероиню Ирины Алфёровой — так же, как это делал герой Вячеслава Тихонова, генерал КГБ, который вывел на чистую воду предателя, отравившего красавицу Ольгу Винтер.
В другом отечественном детективе — «Сумка инкассатора» (премьера фильма в СССР состоялась в апреле 1979 года) — в белом платье с ракеткой появляется еще один секс-символ советского кинематографа — Наталья Фатеева. Правда, в момент игры камера выхватила только хорошенькое личико кинозвезды и ее руку с ракеткой, из чего можно сделать вывод о том, что искусством перевоплощения (и обольщения) актриса владела лучше, чем теннисной ракеткой. Но кадр с Фатеевой в теннисном платье без рукавов с теперь уже винтажной деревянной ракеткой в руке — это будет «посильнее «Фауста» Гёте».
Кстати, в теннис играл и партнер Фатеевой по фильму «Три плюс два» Андрей Миронов, с которым у актрисы во время съемок случился роман. Миронов, всю жизнь боровшийся с полнотой, выходил на корт — в том числе для того, чтобы быть в форме. Все мы помним, как изящно и артистично танцует Миронов при исполнении всех своих киноролей, и можно предположить, что с теннисной ракеткой он обращался столь же грациозно. Жаль, что для Миронова-теннисиста не нашлось подходящего киносценария. Известно, что перед роковым спектаклем он два часа играл в теннис на жаре, обмотавшись полиэтиленом, чтобы согнать вес (14 августа 1987 года на сцене Рижской оперы, где шел «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Миронов потерял сознание и через два дня, 16 августа, скончался на 47-м году жизни).
Теннисная тема представлена и в России победившего дикого капитализма девяностых-двухтысячных. И это не могло не наложить свой отпечаток на сюжетные перипетии. Так, в комедии «Реальный папа» (2007) актриса Евгения Добровольская играла бывшую жену криминального авторитета (как, однако, поменялись роли в нашем кино с момента распада СССР в 1991 году). Многодетная героиня Евгении Добровольской отчаянно старается найти себе мужа, ради чего и посещает всякие модные тусовочные места, включая теннисные корты. «Спорт элиты, хобби олигархов, заповедник холостяков, ага, как же!» — не без едкой иронии оценивает свою теннисную авантюру Добровольская. В фильме есть явный намек на знаменитые стоны экс-первой ракетки мира Марии Шараповой, о чем свидетельствует нижеприведенный диалог. «Ты чего не кричишь? — спрашивает героиню Добровольской ее подруга. — Кричи!» — «Зачем?» — «Не зачем, а как. Сексуально!»
Чтобы снять сцену на корте, киногруппа арендовала теннисный корт в «Лужниках». И в самый разгар съемок, когда Добровольская только разыгралась, на корт вышел простой арендатор и напомнил актерам: «Хорэ, ребята. Ваше время истекло».
Разумеется, представлен теннис и в зарубежном кинематографе. Последним в ряду иностранных кинолент в этом жанре станет полнометражный фильм о легендарном теннисисте Борисе Беккере. Картина будет главным образом посвящена самой первой победе Беккера на Уимблдоне‑1985: тогда в финале немец победил Кевина Каррена со счетом 6/3, 6/7 (4-7), 7/6 (7-3), 6/4. Немецкое название картины — Der Spieler («Игрок»). В роли семнадцатилетнего Бориса Беккера выступит двадцатидвухлетний немецкий актер Бруно Александер. Но подробнее о теннисе в киноработах зарубежных режиссеров мы расскажем в следующем номере.