Life and Style Выбор редактора Статьи

Чемпион, ставший обувью

Мы возвращаемся к автобиографии лучшего теннисиста Италии всех времен Адриано Панатты, обладателя десяти одиночных титулов, включая трофеи, завоеванные им на римском «Мастерсе» и на «Ролан Гаррос». На момент публикации этого материала реклама новой коллекции Stan Smith от Adidas была видна в Москве повсюду, так что наша статья подоспела вовремя. Причем здесь Панатта? Да притом, что в своей книге Il tennis è musica («Теннис — это музыка») он в основном рассказывает не о себе, а делится впечатлениями об игроках, с которым ему довелось выступать в профессиональном Туре. И в этой новой главе речь пойдет как раз об американском теннисисте Стэнли Смите, которого нынешнее молодое поколение знает не по его достижениям в теннисе, а по именным кроссовкам от Adidas — Stan Smith…

…Стэнли, здоровяк и добряк одновременно, с белесыми волосами — ​настолько белесыми, что порой они казались седыми, — ​напоминал мне Дэвида Найвена, английского актера, мастера тонкого юмора. Он говорил тихим, приятным на слух голосом и обладал уникальной способностью покорять женщин не самым изящным способом. Стэн ничего для этого не делал, просто смотрел на них, соглашался с ними, изредка произносил какие-то невинные слова, которые никто не понимал, но они просто не могли быть ошибочными или неуместными. Женщины считали само собой разумеющимся, что такой мужчина мог говорить только приятные слова. И в конце концов они покорялись ему, просто подпав под обаяние его вежливого «ничегонеделанья», прирученные его нежным молчанием. Никогда не видел ничего подобного. Это было потрясающе.

На корте Смит тоже вел себя очень вежливо. Таким же был и его теннис — ​воспитанным, с точными выверенными движениями, ну разве что ему недоставало огонька. У него была отличная подача и великолепные атакующие комбинации, и он умел без суеты распорядиться мячом у сетки на покрытиях с быстрым отскоком. И лишь на грунте он выглядел слегка заторможенным из-за его высоченного роста. В 1969 году на Уимблдоне он чуть было не помешал Роду Лейверу завоевать свой второй календарный «Большой шлем». В 1971 году Стэн победил на US Open, обыграв Яна Кодеша со счетом 3/6, 6/3, 6/2, 7/6, а в 1972 году настал его черед праздновать победу на Уимблдоне: в финале был повержен Илие Настасе (4/6, 6/3, 6/3, 4/6, 7/5).

Эти четыре года — ​с 1969 по 1972-й — ​были лучшими в его карьере, потом он стал играть слабее, его теннис утратил интенсивность, в том числе из-за травмы локтя. Однако он продолжал показывать великолепную игру в Кубке Дэвиса: этот трофей он завоевал вместе со своей сборной семь раз, в последний раз — ​в 1979 году в Сан-Франциско, в матче против нашей итальянской команды. Но наибольшего уважениям Стэн Смит заслужил за свою выдающуюся игру, которую он продемонстрировал в знаменитом финале 1972 года Румыния — ​США, который американцы играли на выезде в Бухаресте. Обе команды сошлись в решающем поединке в третий раз за предыдущие четыре года. «Мы не можем проиграть дома», — ​заявил лидер сборной Румынии Илие Настасе накануне кубкового финала, который впервые разыгрывался в Европе после 39-летнего перерыва, однако румын недооценил талант и крепость нервной системы Стэна. Смит провел против Настасе свой лучший матч на грунте и вывел свою сборную вперед, обыграв Настасе в трех сетах: 11/9, 6/2, 6/3. Том Горман, однако, упустил преимущество в два сета в матче против Иона Цириака, который так завел домашнюю публику, что американец потерял концентрацию. В парном матче Смиту не составило труда вместе со своим партнером Эриком ван Дилленом обыграть румынскую пару Настасе/Цириак, отдав румынам всего пять геймов: 6/2, 6/0, 6/3.

На следующий день Стэну противостоял Ион Цириак, готовый продать и душу, и свою репутацию, лишь бы принести победу хозяевам корта. Чего румын только ни делал! Сцены, театральные комментарии после решений судей на линии, сидячую забастовку из-за очка, которое было присуждено сопернику… Почувствовав себя неловко, рефери матча — ​аргентинец Мореа — ​заменил наиболее скандального судью на линии. Смит оставался невозмутимым: для верности он старался положить мяч в корт в двадцати сантиметрах от линии, с улыбкой реагируя на неистовые вопли публики и на постоянные ошибки судьи не в его пользу. В итоге Стэн победил со счетом 6/0 в пятом решающем сете и во время рукопожатия у сетки холодно заметил своему сопернику: «Сегодня я потерял уважение к Цириаку-человеку, которое я раньше испытывал к Цириаку-игроку».

Именно в те годы компания Adidas предложила Смиту присвоить его имя теннисным кроссовкам. На самом деле они изначально предназначались для первой ракетки Франции Робера Айе (Robert Haillet), но Смит был более знаменит, в итоге раскрутка новой модели теннисной обуви была доверена ему. Это были первые теннисные кроссовки из кожи, в то время как все теннисисты носили кроссовки из ткани, включая вашего покорного слугу. Это была маленькая революция в производстве теннисной обуви. Первая модель была белого цвета с зеленым рисунком. Она стала знаменитой и на самом деле производится и успешно продается по сей день, став культовой. Не так давно Adidas отпраздновал продажу сорокамиллионной пары именных кроссовок Stan Smith.

«Проводил я тут как-то сборы для молодых теннисистов, — ​вспоминает в этой связи Стэн Смит, — ​и чтобы как-то расшевелить их, поинтересовался: кто из вас хочет стать таким, как Борг? Никто не знал, о ком идет речь… Правда, один из них был обут в мои именные кроссовки. Я сказал ему, что они красивые, и он с гордостью сообщил мне, что это были кроссовки от Стэна Смита, не подозревая, что Стэн Смит стоит перед ним собственной персоной. В этот момент я понял, что стал обувью».

Перевод с итальянского Михаила Иванова

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©