Об этом своем недовольстве бывший капитан сборной Франции заявил в интервью французскому телеканалу в минувшее воскресенье, 7 июня. «Хорошо, что молодые этим занимаются (выражают протест против убийства Джорджа Флойда), но меня смущает то, что это в основном темнокожие или метисы. Почему? Это же несправедливость, которая должна всех мобилизовать. Мои дети метисы. Мой последний ребенок блондин, его это касается так же, как и меня – так же, как и его брата, который гораздо темнее… Есть также молодые белые, молодое поколение, которое понимает, что речь идет об их будущем, они не хотят жить в этом мире». Затем Янник Ноа вновь повторил, что белым спортсменам нужно быть вовлеченным в эту историю. «Да, потому что их молчание меня смущает, это идет гораздо дальше этого»,- дословно заявил француз с камерунскими корнями, очевидно, намекая на расизм хранящих молчание белых спортсменов.
А что вообще говорят белые? Во-первых, они не молчат. Кандидат в президенты США Джо Байден вообще сделал из убийства Флойда одну из главных тем своей предвыборной кампании. Да и белые демократы в целом решили раскрутить эту историю, чтобы убрать, наконец, республиканца Трампа из Белого дома. Так что белые не молчат – например, белокожий муж Серены Уильямс Алекс Оганян в запале даже вышел из состава совета директоров своей компании, попросив заменить себя на темнокожего (это круто!). Но выступают белые спортсмены вообще, конечно, не так активно, как те же темнокожие теннисисты – тот же Янник Ноа, Кори Гауфф, Серена Уильямс…
Возможно (хотя бы некоторые) белые спортсмены где-то в глубине души понимают, что если бы на месте Джорджа Флойда был белый американец, то этот случай не вышел бы максимум за рамки местной уголовной хроники Миннеаполиса и никакой волны протестов в США (и в Западной Европе) не было бы. Белые теннисисты же поняли – стоит что-то сделать против Серены Уильямс (например, оштрафовать её за угрозы судье на линии или нарисовать карикатуру в связи с ее хамским поведением на корте) – и тут же звучат обвинения в расизме и поднимается вселенский гвалт. Видели воскресный сюжет в программе «Время» от 7.06.2020? В Нью-Йорке теперь полицейские вообще боятся останавливать машины, если за рулем сидит афроамериканец. А там ведь US Open собираются проводить – посреди погромов и массового мародёрства…
Сейчас уже никого не интересует сама личность задержанного полицейскими, тем более – причины задержания. А между тем это был крупногабаритный товарищ, работавший в том числе, вышибалой, который при задержании сопротивлялся и отказывался сесть в машину полиции, ссылаясь на свою клаустрофобию (вышибала-клаустрофоб?!). Именно из-за того, что он сопротивлялся, его и повалили наземь, а полицейский Дерек Шовен поставил ему колено на шею (что, как следует из статей в американской прессе, разрешено инструкциями, в случае если задержанный серьезно сопротивляется – у полицейских в Америке вообще довольно широкие полномочия). На каком-то этапе Шовен – надо признать, сурового вида господин с отнюдь не ангельским выражением лица – очевидно, не на шутку разозлился, возможно, потерял контроль над собой и, не замечая, что Джордж Флойд уже не дышит и не подает признаков жизни, продолжал еще какое-то время держать колено на его шее. Полицейский перегнул палку – к такому выводу приходишь, глядя на видео эпизода. Что это было – превышение полномочий или непреднамеренное убийство или умышленное убийство (могут пришить и это) – решит американский суд, но в дело сразу же добавился расизм, поскольку правонарушитель – темнокожий.
Что еще не афишируют в этом деле? Что Флойд полжизни провел в тюрьме, что он был накачан, как бодибилдер, и вообще не был паинькой и невинной овечкой. В его криминальном прошлом вы найдете пять тюремных сроков (впервые в тюрьму он попал в 20 лет за кражу, свой последний срок отбывал за вооруженное ограбление). И к магазинчику в Миннеаполисе полицейские прибыли не просто так – их вызвали продавцы местного магазина, с которыми Джордж Флойд пытался расплатиться за сигареты фальшивой 20-долларовой купюрой. Была ли она фальшивой или нет, пока неизвестно, но когда продавцы постучали в машину Флойда, тот сразу вернул сигареты. В видеоклипе на эту тему, подготовленном The New York Times, весь инцидент с Флойдом показан пошагово, минута за минутой – посмотрите. Ну а когда на место прибыли полицейские, Джордж Флойд долго не выходил из своей машины, и был явно не в себе — есть не лишенная основания версия, что он находился под воздействием наркотиков.
Таким образом, полицейские имели к Флойду вполне конкретные вопросы криминального характера, что никак не связано с его цветом кожи. А вот цитата из североамериканских СМИ, где публиковались результаты вскрытия: в организме Джорджа Флойда были обнаружены, в том числе, метамфетамин и фентанил – «сильно действующий синтетический опиоидный препарат с эффектом, похожим на эффект героина»,- пишет в своем заключении Брюс Голдбергер, главный судебный медицинский эксперт медицинского факультета Университета Флориды. «У людей, которые регулярно или хронически это употребляют, развивается толерантность, а то количество, которое выявило вскрытие, могло бы убить того, кто не употреблял этот наркотик в прошлом»,– пишет Голдбергер. «Однако, мы не знаем, как употреблял фентанил господин Флойд»,- добавляет Голдбергер «для подстраховки» и неожиданно заключает: «Я полагаю, что наличие этих веществ (фентанила и, в небольшом количестве, метамфетамина) не имеет отношения (к смерти Флойда)». И дальше следует главный вывод: «Мы знаем, что его смерть не вызвана употреблением токсических веществ из видеосъемки, на которой зафиксированы обстоятельства смерти Флойда)». Попробовал бы Голдбергер заключить, что на смерть Флойда повлияли наркотики (а как они могли не повлиять хотя бы на его здоровье?!). Вот оно – всё дело в съемке! В тех секундных тиражируемых ежедневно по всему миру видеокадрах, на которых видно, как бездыханный Джордж Флойд лежит под гнетом колена копа Шовена…
Ну и еще один факт, который не афишируется, просто для полноты картины. Вскрытие показало, что Флойд был болен коронавирусом – пишут о позитивном тесте от 3 апреля и о том, что мазок из носа, произведенный при вскрытии, подтвердил наличие вируса. И это вызывает озабоченность у всех, кто имел дело с телом Флойда, хотя пневмонии у него не обнаружено. Соответственно, полицейские, которые тесно с ним контактировали, могли заразиться и им наверняка надо бы сдать тесты, прежде чем с ними будут разбираться. Но коронавирус также не имеет отношения к смерти, Флойда, заключают американские эксперты.
44-летнего Дерека Шовена и его напарников (Ту Тао и Томаса Лейна) уволили. Шовена теперь будут судить, хотя ранее прокуратура утверждала, что, согласно предварительному отчету о вскрытии, в организме погибшего не обнаружено «никаких физических данных, подтверждающих диагноз травматической асфиксии или удушения». Но потом всё это изменилось. Менялись и формулировки обвинения. Уже по ходу дела полицейскому Шовену изменили обвинение в непредумышленном убийстве на более тяжелое. Как сообщила сенатор от штата Миннесота Эми Клобушар, обвинение в отношении полицейского Дерека Шовена по делу о смерти афроамериканца Джорджа Флойда было переквалифицировано: ранее копа обвиняли в убийстве третьей степени (по неосторожности), теперь же речь идет об убийстве второй степени (без умысла при совершении тяжкого преступления. Семья погибшего настаивает на обвинении в убийстве первой степени (с отягчающими обстоятельствами). И, есть вероятность, что добьется своего. Во всяком случае, адвокатам Шовена предстоит трудная миссия, несмотря на наличие в деле массы смягчающих обстоятельств в пользу полицейского: судить их клиента будут в обстановке продолжающейся истерии, и судья будет находиться под беспрецедентным давлением.
Смерть любого человека – трагедия, в том числе, наркомана с длинным криминальным прошлым, пытавшегося расплатиться фальшивой купюрой и сразу не подчинившегося полиции. И каждый человек – будь он белый или афроамериканец – должен быть защищен законом, а если полицейский Шовен его нарушил, он должен понести наказание. Но именно за свои действия, а не за приписываемый ему расизм, который пока никем не доказан. Не его вина в том, что именно среди афроамериканского населения выше преступность. Белый расизм – это бары в США «только для белых», это сегрегация, это эксплуатация рабского труда чернокожих, которой грешили еще сами отцы-основатели США, это недопуск темнокожих теннисистов к соревнованиям… Всё это в прошлом, сейчас маятник уже качнулся в другую сторону, потому что американские полицейские – и европейские тоже – отныне будут бояться выполнять свой долг по отношению к темнокожим, даже если они совершили правонарушение. А оказывать моральное давление по телевидению и требовать от белых спортсменов делать публичные заявления по делу Флойда, это тоже уже перебор – как и попытка сделать святого-новомученика из вышибалы-грабителя, которого мародёры и грабители сделали своим знаменем.
Михаил Иванов