PRO TENNIS Блог Статьи

По мотивам басни Крылова: коль в тренерах согласья нет

Игрок Х пришел на очередной  матч. На трибуне собралась вся его команда: тренер по теннису, тренер по физической подготовке, психолог, физиотерапевт. Все они смотрят матч. В итоге игрок проиграл. После игры происходит разбор полетов…

Тренер по физподготовке  говорит: ты здесь не добежал до мяча, здесь тебе не хватило выносливости и далее по списку. Мой вывод простой: тебе надо больше заниматься физической формой, тебе надо улучшать все качества. Психолог гнёт свою линию: ты плохо настроился на матч,  тяжело входил в игру, неверно реагировал на ошибки, начал беситься, когда не надо было и в результате проиграл. Тебе  надо больше заниматься психологической устойчивостью, учиться управлять своими эмоциями, чтобы правильно вести себя во время матча. У физиотерапевта своя тема: ты мало обращал внимание на восстановление, не растягивался после предыдущего матча, массаж был коротким; из-за этого ты вышел на матч не полностью готовым Тренер по теннису наставляет: ты постоянно играл нечисто справа, при ударах с лета  не делал разножку, на подаче подброс «гулял» и далее по списку.

Я привожу лишь примеры, каждый мог сказать по своему ведомству значительно больше. Игрок все это прослушал и говорит: ребята, а что мне делать?  Как мне дальше быть?  Дальше понятно, что скажет каждый из них: тренер по физподготовке скажет, что надо больше заниматься физподготовкой, психолог скажет, что надо больше внимания уделять психологической подготовке, физиотерапевт –  что надо лучше восстанавливаться, больше уделять времени массажу и остальным компонентам, а тренер по теннису – что надо больше тренироваться, улучшать технику, нарабатывать больше тактических вариантов и т.д. и т.п. Не правда ли очень напоминает сюжет всем известной басни про лебедя, рака и щуку? Кто из этих специалистов прав и кто виноват?

По иронии судьбы они все правы, каждый в своей зоне ответственности. Возникает естественный вопрос: как быть и что делать? И  кто будет решать, что делать? Казалось бы, надо делать всё, о чём говорили, но проблема  состоит в том, что игрок каждый день может тренироваться определенное ограниченное количество времени.  Так как же уложить все пожелания в этот временной промежуток? Что выделять как главное, на  что обращать больше внимания?  Вроде бы ответ очевиден – на первом месте должен быть собственно теннис. Но послушайте, что говорят родители, почитайте  комментарии  в прессе к матчам сильнейших игроков. Как  это  ни парадоксально, в основном все обсуждают физическую форму и психологию, оставляя за скобками уровень собственно  качества теннисной игры. Многие искренне полагают, что техника не важна, что перебивать мяч на другую сторону можно как угодно.

В нормально организованной команде координировать работу всех специалистов должен  тренер по теннису.  В конечном  счете, именно он – главный человек, который отвечает за результат. И что ему делать в этой ситуации? Он понимает, что игрок технически  и тактически слаб, ему действительно не хватает «физики», психика не устойчива и т.д. Как строить дальше тренировочный процесс?

Очень важно  различать два момента подготовки – стратегический (как минимум на ближайший год) и тактический (перед следующим матчем, турниром на ближайшие две три недели и т.п.). Очень часто, если к ситуации подходят с точки зрения текущего  момента, упуская стратегию подготовки,  команда постоянно занимается штопаньем дыр. В результате целостной игры нет. Полная аналогия этому водитель машины, смотрящий на капот в процессе движения. При этом машина все время виляет из стороны в сторону. Все опытные водители знают, что для качественного вождения надо смотреть на дорогу, тогда машина идет ровно вперед.  Понятно, что сиюминутные проблемы существуют, и их надо решать. Акценты в тренировочном процессе смещать можно и нужно, но главное –  понимание и решение стратегических задач, влияющих на  повышение класса игры. Важно выделять, что в этой работе первично, а что вторично. Как не просто выиграть отдельный матч или турнир, а поднять качество игры на новый уровень. Ведь, в конечном счете, рейтинг игрока  (о чём все так пекутся) определяется не тем, как хорошо был сыгран один турнир или как плохо он играл на протяжении  нескольких недель, а тем, как он в целом играл в течение года. Чего было больше – побед или поражений. Выигранных мячей или ошибок и т.д. и т.п. Рейтинг – это количественное выражение класса игрока.

Математически  график выступления любого теннисиста – это колебательная кривая. Уровень колебаний, конечно, у всех разный; у сильных игроков амплитуда колебаний меньше, у более слабых амплитуда колебаний больше, но главное в этом процессе не сами колебания, а постоянная составляющая, вокруг которой эти флуктуации происходят.  Чем выше класс игрока, тем постоянная составляющая выше. Следовательно, основной  задачей является увеличение этой постоянной составляющей, а второй задачей является уменьшение  амплитуды колебаний.  В работе важно опираться на золотое правило – больше работать над достоинствами (за счёт которых игрок выигрывает) и меньше над недостатками. Успех достигается при правильном выделении главного, при работе с причинами, а не со следствиями. Удачи!

Борис Собкин

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©