Министр спорта Великобритании Найджел Хаддлстон поставил перед российскими и белорусскими спортсменами условие, которое они должны выполнить, чтобы иметь возможность участвовать в соревнованиях на территории Объединенного королевства в нейтральном статусе.
«Я провёл несколько продуктивных встреч с различными руководящими инстанциями, они были посвящены обсуждению санкций и запретов для отдельных спортсменов, – заявил Хаддлстон. – Мы действительно обратились к властям с просьбой касательно отдельных спортсменов из России и Беларуси, которые хотят участвовать в соревнованиях на территории Великобритании, они должны быть независимы и нейтральны. Мы хотим получить подтверждение этого в письменном заявлении, где они укажут, что не получают поддержки от президента Владимира Путина, России или Беларуси. Мы просим руководящие спортивные органы или отдельные турниры заранее получить от спортсменов письменные гарантии, если они хотят разрешить россиянам или белорусам участвовать в нейтральном статусе. Если люди называют себя нейтральными, мы хотим быть уверены, что это действительно так, и они не имеют никаких связей с Путиным. Если некоторые отдельные виды спорта или организации решат полностью запретить российским и белорусским спортсменам участвовать в соревнованиях на территории Великобритании, мы поддержим это. Но если кто-то решит пойти по нейтральному маршруту, мы просим гарантии».
Всё это напрямую относится к Уимблдонскому турниру, хотя британский министр спорта Хаддлстон вёл речь не о приказе, а лишь о просьбе «к руководящим спортивным органам и отдельным турнирам». Выполнит ли эту просьбу оргкомитет Уимблдонского турнира? Скорее всего – да. Иными словами, с русских и белорусов хотят взять подписку о размежевании с президентами их стран. Формулировка «не получают поддержки от президента Владимира Путина, России или Беларуси» довольна расплывчатая. Что имеется в виду под поддержкой? Поздравительная телеграмма Владимира Путина, которую он направлял тому же Даниилу Медведеву после его победы на Итоговом турнире Nitto ATP Finals 2020 – это разве не поддержка, пусть и сугубо моральная? Кроме того, всем известно, что президент Беларуси Александр Лукашенко лично курирует белорусский теннис, а белорусская теннисная федерация на каком-то этапе помогала своим игрокам финансово (да и российская тоже) – это может считаться поддержкой от президентов Лукашенко и Путина?
Почему британский министр спорта Хаддлстон выбрал для игроков из России и Беларуси письменную форму отречения, а не устную? Чтобы не ставить их в неловкое положение и не заставлять во всеуслышание делать соответствующее публичное заявление? Или чтобы подшить к делу их письменную гарантию об отсутствии поддержки со стороны их президентов? Не потребуется ли еще что-то добавлять в это заявление? Например, пункт – как в советских анкетах – об отсутствии «родственников на оккупированной территории»? Наконец, почему, когда самолеты НАТО бомбили Югославию в течение 78 дней, тогдашний британский министр спорта не требовал от спортсменов подписки об отсутствии поддержки со стороны американского президента США Билла Клинтона и британского премьера Тони Блэра, которые стояли за варварскими бомбардировками Белграда?
Наконец, главный вопрос: напишут ли российские теннисисты требуемую бумагу? Не дрогнет ли рука? Как писать её по-английски? Будучи переводчиком теннисных турниров, могу помочь: “I hereby certify that I do not receive any support from President Vladimir Putin /Alexander Lukashenko” (ненужное зачеркнуть). То есть, «настоящим подтверждаю, что не получаю никакой поддержки от Владимира Путина/Александра Лукашенко».
…Если всё это не охота на ведьм в духе пещерного маккартизма, тогда что это?!
Михаил Иванов