Блог

Новый тренд в теннисе и в мире вообще: больше социализма!

Был когда-то такой партийный лозунг в эпоху горбачевской перестройки (чтобы для теннисной молодежи было понятнее, это те годы, когда Борис Беккер выиграл свои первые два Уимблдона – 1985-1986). Что вкладывали в него тогдашние партийные бонзы – объяснять долго и бесперспективно, но сегодня лозунг этот явно приобрел новое звучание. Пандемия коронавируса всего за несколько недель опрокинула все капиталистические догмы, внедрявшиеся на протяжении десятилетий в сознание людей, в том числе, российских (надо, чтоб было как в республиканской Америке – минимум вмешательства в жизнь людей со стороны государства, максимальная свобода частной инициативе и предпринимательству, приватизация всего, что хоть как-то приватизируется, «рынок всё сам выправит» и т.д).

Сегодня уже ясно всем, что в новой реальности, которая пришла к нам всерьез и надолго вместе с пандемией коронавируса, все эти постулаты не работают. В той же Америке мы видим полный крах системы здравоохранения, которая не справляется с ростом заболеваний (почти 400 000 зараженных!), трещит по швам вся система их страховой медицины, которую мы отчасти скопировали, введя у себя медстраховку и проводя бесконечные «оптимизации», вылившиеся по сути в безмозглые сокращения медперсонала поликлиник и больниц, которые сегодня открываются усиленными темпами (а люди в белых халатах заняли, наконец, подобающее им почетное место в обществе). Сегодня уже не рынок, а государство с вверенным ему нам с вами мандатом (если хотим выжить) должно определять, кому сегодня надо по справедливости платить больше (например, ученым-вирусологам, врачам, а не мерчендайзерам и балаболам-пиарщикам), а кому – меньше. По сути, сегодня нужно больше социализма и меньше рыночного капитализма. В чрезвычайных обстоятельствах, в которых нам жить еще долгие месяцы, принципы свободного рынка и либеральной экономики и политики просто не работают. Это уже научный факт. И это всерьез и надолго.

Посмотрите, где успешнее всего борются с коронавирусом: в Китае с его послушным и дисциплинированным народом, руководимым центральным комитетом коммунистической партии, в известной диктаторскими замашками своих президентов Южной Корее (не говоря уже о Северной, где зараженных нет или почти нет), в пусть капиталистическом, но очень жестком Сингапуре. А где полный швах?  В вышеупомянутой Америке, в колыбели европейской демократии (Франции), в разгильдяйской, привыкшей к dolce vita Италии и в расслабленной Испании, в руководимой нечесаным балбесом Джонсоном Великобритании, (чуть получше дела у славящихся своим порядком немцев и совсем неплохо у австрийцев).

Все эти рассуждения, между прочим, имеют самое прямое отношение к спорту и к теннису, в частности. Ведь что, по сути, провозгласил известный французский теннисный коуч и промоутер Патрик Муратоглу (см. новость от 8.04)? Да всё тот же лозунг «Больше социализма!» – чтобы руководящие органы мирового тенниса сверху приняли волевое политическое решение о выделении субсидий малоимущим игрокам, стоящим ниже топ-100 и потому еле сводящим концы с концами. Разве это не чистый социализм? Разве не наблюдаем мы в том же футболе волевое, свойственное социализму «командно-административное» сокращение зарплат заевшимся футболистам, хотя и пишут, что те же игроки «Локомотива» с  этим не согласны (не слишком жирно в наши дни, да еще сидя на карантине, продолжать получать в год на брата по 2-3 миллиона евро или даже «всего лишь» сотни тысяч?)

А Муратоглу бросил в массы вполне себе социалистический лозунг – помогите бедным, не бросайте их на произвол судьбы. «Это несправедливо!» – возмущается Патрик, но слегка не договаривает. А в нынешней кризисной ситуации несправедливо не только то, что игроки с низким рейтингом скоро останутся без средств к существованию. Это само собой. По большому счету, несправедливо и то, что, помахав пусть даже пять часов ракеткой, игрок топ-10 сразу получает (получал?) пару-тройку миллионов долларов (не говоря уже о многомиллионных рекламных контрактах). Получает во много-много раз больше (посчитайте сами) врача из «Коммунарки» или нью-йоркского госпиталя. Да, он к этой победе долго шёл, с детства тренировался и всё такое, но нам-то что с этого теперь, когда из дома не выйти и еда скоро будет по карточкам?

Предвижу отдельные обвинения в демагогии, но согласитесь с новыми реалиями: от эйса или виннера сегодня никому ни тепло, ни холодно, а от вовремя проведенного теста на COVID-19 или умело управляющего аппаратом ИВЛ медика зависят теперь уже миллионы жизней. С позиций того, что в США за минувшую ночь умерло рекордное количество больных (1736),  несправедливо, что стоявшая лишь в топ-50 Ваня Кинг (см. новость от 8.04), на чьи парные матчи ходило не так уж много народа, еще долго не будет испытывать никаких финансовых проблем, не говоря уже о подопечной Муратоглу – Серене Уильямс, в то время как ежечасно рискующий своей жизнью нью-йоркский санитар по сравнению с ними гол как сокол.

И даже после окончания эпидемии коронавируса мир спортивный, мир  теннисный, как и весь мир вообще, уже не будет прежним, его ждет серьезная перестройка. Как всегда во время крупных катаклизмов, происходит капитальная переоценка ценностей. На наших глазах. Уже не стихийный рынок будет решать, что действительно ценно в наше время для общества и его граждан, а государство и наделившие его полномочиями граждане. Социализма будет больше, пусть и не горбачевского.

Михаил Иванов    

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©