Вот только у Высоцкого непокорный волк сумел убежать от преследователей – «и остались ни с чем егеря!». А в суровой политизированной теннисной реальности Австралии «егеря» из Министерства иммиграции выстрелили в спину лучшему теннисисту мира, попытавшемуся отстоять свое право на отказ от всё еще находящейся в экспериментальной фазе и чреватой побочными эффектами вакцины, на которой, как заявляли не раз во французском парламенте многие депутаты-оппозиционеры, крупнейшие западные фармацевтические фирмы зарабатывают $1000 в секунду.
Две медицинские комиссии в Австралии дали сербу «добро» на медотвод, а премьер Австралии на букву «м» – Моррисон наш, понимаешь, Скотт – решил заработать политических очков в ожидании майских парламентских выборов в Австралии и прибегнул к старому доброму приему – популизму, выставив себя поборником безопасности своих граждан и ярым защитником их здоровья (хотя многие австралийцы, недовольные действиями своего правительства в борьбе с пандемией, вышли на улицы, чтобы протестовать против прививок для детей и поддержать Джоковича).
А сколько австралийских долларов заработали организаторы Australian Open за всё время выступлений Новака Джоковича на их турнире – и не сосчитать! Разве не на нем и не на его имени они делали кассу и продавали рекламу и телевизионные права? Да, не только на нем, но на нем – особенно: 9 раз (!) поднимал он главный трофей над головой на центральном корте мельбурнского «мэйджора», не считая выходов в финал.
Но дело тут, разумеется, не в деньгах, а в морально-эмоциональной стороне вопроса. И тут много кто выглядит с не самой приглядной стороны. Сначала организаторы турнира утверждают 5 (!) причин для медотвода, понимая, что Джокович не приедет к ним вакцинированным. Потом две их комиссии утверждают медотвод серба. А затем пограничники Зеленого континента тормозят его, в МВД Австралии визу парню аннулируют и помещают в отель с беженцами. Гостеприимство по-австралийски! Далее австралийский судья низшей инстанции решение об аннулировании визы отменяет, Новака освобождают, он тренируется, но министр иммиграции Хоук (и его босс Моррисон) уж закусили удила. Визу опять аннулируют, Джоковича вновь берут под стражу. Его адвокаты – опять с иском в суд, но тот же самый судья уже наложил в штаны и, дабы снять с себя ответственность, передает дело в Федеральный суд Австралии. И тут уже всем всё стало ясно: федеральные судьи, собравшиеся аж в воскресенье, просто не могли пойти наперекор властям страны. При всём их хваленом независимом западном правосудии.
Не в лучшем свете выглядят и многие топовые коллеги Новака Джоковича по корту, особенно те, кто претендует на победу на Australian Open. Тот же Надаль, например. Лишь немногие решились вступиться за Новака. Сразу вспомнилось: теннис – индивидуальный вид спорта, тут каждый за свою шкуру – и свои призовые, а они на АО-2022 немаленькие. “Где же ваша поддержка?!” – с негодованием вопрошает австралиец Ник Кирьос, но это был глас вопиющего в пустыне. Саша Зверев не отмолчался, молодец. Он же понимает, что без участия Новака в первом «мэйжоре» сезона, любая победа в турнире будет неполноценной. Наши парни – Рублев и Медведев – ограничились дипломатическими заявлениями. Ну, хоть так… Но неужели сербские игроки, которым Новак столько раз помогал и материально, и по-всякому в знак солидарности с Джоковичем, не покинут теперь турнир?!
Международные организации – ITF и ATP – отреагировали на травлю их же игрока, чьи права они должны защищать, с большим опозданием (TW публиковал их заявления). Отреагировали вяло, обтекаемыми фразами. Лучше, чем ничего, но недостаточно. А потом удивляются, почему Новак создал свой независимый профсоюз теннисистов…
Ненавистники Джоковича, конечно же, потирают руки: довыпендрировался нахал, поделом ему! Все же привились – он что, самый умный?! Да, Джокович не идеален, и, да, кому-то может не нравиться его артистизм и даже некая театральность. Таких людей – умных, талантливых, нестандартных – в мире вообще единицы. Но именно они не боятся плыть против течения. А Новак, как и сотни миллионов разумных людей, не обладающих его весом и авторитетом, просто не верит в эффективность и безвредность вакцины, которые много где по-быстрому сварганили (любимый глагол вышеупомянутого Высоцкого) в нарушение всех медицинских сроков и нормативов. И ни разу не побоялся пойти против стихийно сложившейся в мире и в теннисе не бесспорной системы «пузырей» и QR-кодов (в Госдуме РФ это начали, вроде, понимать).
Никто же до сих пор ни в Австралии, ни в ATP не задался вопросом – как же при их жесткой системе санитарного контроля организаторы Australian Open умудрились допустить к турниру австралийца Бернарда Томича, хотя он уже был болен коронавирусом, что и подтвердил тест, сданный им после проигранного квалификационного матча россиянину Роману Сафиуллину?! Был составлен список лиц, с которыми контактировал Томич? Они сдали ПЦР-тесты? Он успел кого-то заразить? Молчание!
А Новак Джокович, конечно же, верил в свое имя, авторитет и в то, что он победит. И вступил, как теперь выяснилось, в неравный бой с целой государственной машиной Австралии, в которой исполнительная и судебная власть выступили единым фронтом. Проще и выгоднее было привиться и не высовываться – как было написано в том трамвае «Аннушка», что до сих ходит иногда по Чистопрудному бульвару. «Безумству храбрых поем мы песню». А проиграл не Джокович, а турнир Australian Open и весь мировой теннис.
Михаил Иванов