Мир тенниса и искусства оплакивает смерть датского теннисиста Торбена Ульриха, скончавшегося 20 декабря в возрасте 95 лет. Ульрих обладал многими талантами: он был также писателем, журналистом, музыкантом, актером, кинорежиссером, хореографом и художником. О кончине отца сообщил его сын Ларс Ульрих – ударник группы Metallica.
Карьера в теннисе
Ульрих Торбен родился 4 октября 1928 года в Копенгагене в семье Уллы (урожденная Майер) и теннисиста Эйнера Ульриха, который представлял Данию в Кубке Дэвиса с 1924 по 1938 год. Торбен выступал в профессиональном туре с конца 1940-х годов и вплоть до 1970-х. Торбен также играл в ветеранском туре Tennis Grand Masters в 1970-1980 гг. Ульрих дважды выигрывал турнир в Антверпене – в 1951 и в 1956 годах. Он также завоевал титул на грунтовом турнире в Штутгарте в 1953 году. Ульрих сыграл 100 матчей за Данию в Кубке Дэвиса. В 1977 год, за месяц до своего 49-летия, он стал самым возрастным игроком, выступавшим в Кубке Дэвиса.
Младший брат Торбена, Йорген, впоследствии тоже стал игроком национальной сборной и выступал за неё с 1955 по 1971 год. В 1943 году, в период немецкой оккупации Дании, отцу Торбена Эйнеру Ульриху со второй попытки удалось вывезти семью на рыболовецком судне в Швецию и таким образом спасти её от депортации (мать Торбена, Улла Майер, была еврейкой).
В 1945 году Торбен стал чемпионом Дании среди юношей, а в 1948 году выиграл свой первый взрослый национальный чемпионат, победив в финале Курта Нильсена. На протяжении долгого времени Ульрих и Нильсен соперничали за звание лучшего теннисиста Дании; хотя удача чаще была на стороне Нильсена, Ульрих становился чемпионом Дании ещё дважды — в 1952 и 1956 годах. Также с 1948 года Торбен Ульрих начал выступления за сборную Дании в Кубке Дэвиса.
В следующие 20 лет Торбен Ульрих регулярно участвовал в международных любительских теннисных турнирах, в 1949 году выиграв Кубок Макомбера в Монте-Карло, а в 1954 году — чемпионат Великобритании на твёрдых (грунтовых) кортах и чемпионат Франции в зале. В 1959 году Ульрих добрался в одиночном разряде до 4-го круга как на чемпионате Франции, так и на Уимблдоне (проиграв, соответственно, Николе Пьетранджели и Алексу Ольмедо), а в мужском парном разряде вышел с австрийцем Ладиславом Легенштайном в полуфинал Уимблдонского турнира, где уступил посеянным первыми Рою Эмерсону и Нилу Фрейзеру. Торбен Ульрих ежегодно включался в состав сборной Дании в Кубке Дэвиса вплоть до 1961 года, в 1953 году пробившись с ней в финал Европейской зоны. В 1968 году, в возрасте 40 лет, Ульрих представлял свою страну на показательном теннисном турнире Олимпийских игр в Мехико и дошёл до четвертьфинала в одиночном разряде.
Ульрих продолжал выступления и после начала Открытой эры, присоединившись к профессиональному теннисному туру, а в 1972 году стал одним из основателей АТР. После начала Открытой эры его наиболее удачным выступлением был выход в полуфинал Открытого чемпионата США 1969 года в миксте, где его партнёршей была Джули Хелдман. Американо-датская пара в итоге проиграла будущим чемпионам — посеянным вторыми Маргарет Корт и Марти Риссену. Одновременно Ульрих участвовал в соревнованиях ветеранов, предназначенных для игроков в возрасте старше 45 лет, в 1976 году поднявшись в ветеранском рейтинге на первую строчку. В 1977 году, в возрасте 48 лет и 349 дней, он в последний раз сыграл за сборную Дании в Кубке Дэвиса, став одним из самых возрастных игроков в этом турнире за всю его историю; в общей сложности он отыграл в сборной 40 матчей за 20 лет и провёл больше 100 игр, одержав 31 победу при 35 поражениях в одиночном разряде и 15 побед при 21 поражении в парах. Ульрих продолжал участие в турнирах ветеранов и после 60 лет, выиграв ветеранский чемпионат США в помещениях в 1989 и 1990 годах в возрастной категории старше 60 лет и в 1993 году в категории старше 65 лет.
Карьера в искусстве и журналистике
Помимо тенниса, Торбен Ульрих проявил себя в различных видах искусства. Он был достаточно успешным живописцем, чтобы выставляться в картинных галереях, и играл на кларнете, флейте и саксофоне. У Ульриха была собственная радиопередача на радио, посвящённая джазу.
Торбен Ульрих был также режиссёром двух документальных фильмов о теннисе. Артистическая натура Ульриха создала ему в теннисном мире репутацию чудака. Его узнаваемый имидж создавали борода и длинные волосы в стиле Чарльза Мэнсона; выступая на Уимблдонском турнире, он выбирал для тренировок время после наступления сумерек и вместо активных занятий садился медитировать посреди корта в надежде впитать побольше положительной энергии. В одном из своих матчей против Тони Роуча датчанин, вместо того, чтобы определять броском монеты, кто из соперников будет подавать первым, добровольно отдал Роучу это право, заявив, что наслаждается зрелищем его подачи.
Торбен Ульрих освоил профессию журналиста, работая в агентстве Reuters в Копенгагене в конце 1940-х годов и вскоре начал писать статьи про джаз для датских журналов. В 1950-х годах он писал о музыке для датских газет Information и Politiken и вместе с Густавой Брандт и Бенгтом Янусом издавал литературный журнал Bazar. В 1970-х он вернулся в газету Information, где писал о музыке, фильмах, спорте и культуре. В 1950-х годах Ульрих создал джаз-банд в духе новоорлеанских музыкальных коллективов, где сам играл на кларнете. В 2007 году он начал записывать музыку вместе с датским пианистом Сореном Кьэргаардом, в последующие шесть лет они выпустили три альбома.
В 1971 году Ульрих начал писать картины – в ту пору «Клуб Львов» в Копенгагене обратился к ряду политиков, актеров, писателей и представителей других профессий с просьбой создать «голубого слона» для благотворительной выставки в одном из крупнейших центров в Дании, Вместо этого Ульрих решил испытать, какой след оставляют теннисные мячи, и в последующие годы создал несколько картин под названием «Следы от тренировки» и «Образцы игры», используя теннисные мячи, прыгалки, теннисные ракетки и намотки, рисуя на рисовой бумаге. Его работы были выставлены в Копенгагене, Париже, Дублине, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Хьютоне, Сиэтле и ряде других городов.
Ульрих сыграл в двух фильмах режиссера Йортгена Лета Motion Picture (Движущаяся картинка – 1969) and Moments of Play (Моменты игры – 1986). Он был режиссером (вместе с Джилом де Кермадеком) фильма «Мяч и стенка (1988), и сам снялся в нем как актер. Он также был со-режиссером (вместе с Риком Нью и Молли Мартином) фильма “Тело и существование: перед стенкой» (2002) и также сам снялся в этой кинокартине как актер.
В 2011 году начал работать совместно с хореографом и танцором Бетом Гращиком и музыкантом-композитором Анжелиной Балдос над танцевальным проектом под названием «Какофония для 8 игроков», премьера состоялась в 2014 году в Сиэтле. Ульрих был режиссером и сам выступил в проекте.
В 1986 году он получил датскую премию Gerlev за свой вклад в спорт и культуру. В 2006 году ему вручили премию Фонда Клары Каролайнз за то, что «вдохновил артистов самых разных жанов и за его взгляды на спорт, искусство и жизнь» В 2013 году семья Ульриха получила награду Кубка Дэвиса Davis Cup Award.
Увлечение Торбена Ульриха теннисом и музыкой передалось его сыну Ларсу. Подростком Ларс входил в десятку сильнейших молодых теннисистов Дании и до 1980 года занимался в теннисной академии Ника Боллетьери. В дальнейшем, однако, он выбрал музыкальную карьеру, став барабанщиком и одним из основателей группы Metallica.