Сегодня 9 мая. Как отмечают наш всенародный праздник – День Победы – российские теннисисты. И отмечают ли? Хотя бы по-тихому? Потому что многих из них День Победы застал за границей, на турнирах – а там наши игроки лишены флага, гимна. Там им не пожимают руки представители страны, в которой правит неонацистский режим. Там им нельзя носить логотипы российских компаний. Там их заставляют подписывать декларацию о нейтралитете с обязательством не поддерживать главу российского государства и СВО России. Нельзя также ассоциировать себя с Центральным спортивным клубом армии – той самой армии, которая сражается нынче с фашистским киевским режимом и чьи славные представители проходят сегодня парадом по Красной площади. Смотрят ли этот парад по телевизору (хотя бы в новостях) российские участники предстоящего римского турнира категории «Мастерс»?
Как поведут себя наши теннисисты в этот великий праздник? Наверняка в семье каждого из них были погибшие в Великой Отечественной Войне. Или пропавшие без вести. Или труженики тыла, блокадники Ленинграда. Вспомнит ли сегодня Карен Хачанов, россиянин с армянскими корнями, что 700 000 армян пали на полях сражений с немецко-фашистскими войсками? Не забыл ли переехавший в Монако Даниил Медведев о своих старших родственниках – ближних или дальних, которых обожгла война? Какие мысли нынче в голове у Андрея Рублёва, нашего главного теннисного критика СВО? Поднимет ли он рюмку за героев войны, закрывшись от посторонних глаз в номере иностранного отеля? Склонит ли голову перед памятью павших Дарья Касаткина? Наконец, надели ли сегодня российские теннисисты – как все мы – георгиевские ленточки?
Вы сами можете ответить для себя на эти острые, но такие актуальные вопросы, дорогие читатели. Кто-то из вас, возможно, повторит уже не раз мелькавшую в СМИ мысль: мол, дело теннисистов – играть в теннис, а не воевать (а как же добровольно ушедшие на фронт в 1941 году советские теннисисты?). Да и карьера у них коротка, не могут, де, они пропускать Уимблдон, потому и вынуждены подписывать всякую ересь… Не будем лишний раз выносить здесь суждения по этому поводу. Пройдет время, России вернут её спортивный суверенитет – и тогда все точки над i расставит суд истории – в том числе, истории российского тенниса.
Других теннисистов у нас нет: каких воспитали у себя в стране (а точнее, вообще не воспитывали), таких и имеем. Они давно никак не зависят от российских спортивных структур, и российское министерство спорта им не указ. Они сами нанимают и увольняют своих тренеров. И, кроме призывов к совести и чувству национального достоинства, других рычагов влияния на них у нас с вами нет. Поэтому пока будем довольствоваться их победами на спортивных площадках. Это лучше, чем ничего. Столь прагматично-циничный подход – наш удел. Российские теннисисты – в отличие, например, от фехтовальщиков – не оставили нам другого выбора. Они вынужденно лавируют и приспосабливаются к ситуации под давлением WTA, ATP и ITF.
Вон россиянин Александр Шевченко вроде как одно время просился в Казахстан, но, выходит, передумал. Уже плюсик. А тут он – как раз к Дню Победы – переиграл украинца Алексея Крутых со счётом 6/4, 6/2 и вышел в финал отборочного турнира в Риме. Будем радоваться хотя бы этому…
Пожал ли Шевченко руку Крутых после своего поражения? Понимают ли они оба, что более украинской фамилии, чем Шевченко, трудно придумать (помните украинского поэта Тараса Шевченко?). И что эту дичь – смертоубийственную войну между русскими и украинцами – нам устроили американцы и коллективный Запад? Не уверен… Но мы-то с вами понимаем, не так ли?
С Днем Победы вас, российские любители и профессионалы тенниса!
Михаил Иванов