Блог Детский теннис Статьи

Психологическая компетентность тренера

Значимость психологической подготовки в спорте в настоящее время мало у кого вызывает сомнение. Многие специалисты сходятся во мнении, что не менее важна она и в детско-юношеском спорте, где на первый план выходят не только спортивные результаты, но и психологическое благополучие и психическое здоровье детей.

Между тем, присутствие психологов в системе ДЮСШ, по-прежнему, является большой редкостью, и в этой ситуации тренерам необходимо расширять привычный круг задач и собственные знания в области психологии. В первую очередь, это касается начальных знаний в области психической саморегуляции. Обучение базовым методам саморегуляции (наиболее простые дыхательные техники, позитивный аутодиалог и пр.), достаточно подробно представленным в спортивной психологии и доказавшим свою состоятельность, в том числе, и в теннисе. Значительное влияние на методологию психической саморегуляции оказали работы известных теннисных психологов – Анатолия Алексееваи и Вадима Гущина. По нашему мнению, обучение простейшим приемам саморегуляции вполне возможно начиная от 9 лет.

Не менее важны для спортивного тренера и знания психологии индивидуальных различий, в первую очередь, четкое понимание различий в типах нервной системы человека. Это позволяет не только определять сильные и слабые психологические качества спортсмена, а, следовательно, и конкретизировать процесс его психологической подготовки, но и максимально индивидуализировать процесс его подготовки в целом, включая особенности эффективного общения с ним, формирования конструктивной мотивации и многое другое.

Безусловно, большинство тренеров получали необходимые знания на этапе получения педагогического образования, но по нашему опыту, в большинстве случаев, психологические аспекты тренировочного процесса в практической деятельности тренеров отходят на второй план по отношению к технической или физической подготовке. В дальнейшем это может проявляться в том, что юные игроки не готовы в полной мере к соревновательной деятельности, даже при наличии определенных способностей.

Естественно, что не все задачи психологического сопровождения в спорте можно решать силами тренерского состава. Например, оказание квалифицированной психологической помощи в кризисных ситуациях, не обязательно связанных со спортом, но оказывающих влияние и на спортивные результаты, должно осуществляться специалистами-психологами. Но и в данной ситуации инициатива может исходит от тренера, который постоянно наблюдает за своими подопечными и должен фиксировать значительные негативные изменения в их психоэмоциональном состоянии и обращать на это внимание родителей, рекомендовав обращение за помощью к специалисту.

Уделяя большее внимание вопросам психологии, тренеры повышают шансы своих воспитанников добиться действительно значимых результатов и, при этом сохранить психическое здоровье и избежать негативного влияния стрессовых ситуаций, неизбежно возникающих в соревновательной деятельности.

Фото предоставлено автором

Оставить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©