С пониманием отношусь к читателям, которые жалуются на то, что комментарии по финалу Australian Open-2022 нынче – «из каждого утюга», но слишком уж резонансное это событие, взбудоражевшее, скажем так, российское общественное мнение. Ибо на тему поражения Медведева – и особенно победы Надаля – уже высказываются даже те, кто по определению в теннисе разбирается слабо – от бывших фигуристок и пресс-секретарей президента и до диссиденствующих футбольных комментаторов. Но ничего не поделаешь, такое нынче время – дилетантов, главное быть медийной фигурой и давать клики, остальное – не важно.
Внесем и мы свой скромный пятикопеечный вклад в общую дискуссию. На какую тему? Патриотизма, вестимо. Точнее его отсутствия. И вспомним, что сказал в сердцах Даниил Медведев на пресс-конференции после проигрыша испанцу Рафаэлю Надалю в финале Australian Open. Отыграв более пяти часов в откровенно враждебной обстановке, когда болельщики нарушают все теннисные приличия, лидер российского мужского тенниса заявил, что чувствует поддержку россиян и готов пропустить «Ролан Гаррос» или «Уимблдон» ради выступлений в Москве. Вот дословная цитата: «Теперь я играю для себя, своей семьи и для россиян, потому что чувствую большую поддержку оттуда. Если в Москве будет турнир на харде перед «Ролан Гаррос» или «Уимблдоном», я еду туда, даже если пропущу «Ролан Гаррос» или Уимблдон».
Наивный, смешной, ранимый и такой еще искренний, увлекающийся пацан… Поэтому он и проиграл Надалю, вместо того, чтобы придушить его в 3-м сете при 0:40 на подаче испанца… Знал бы Даниил, сколько россиян болело против него в этом финале – диву бы дался. Чтобы приблизительно измерить их количество, нужно, конечно, провести грамотный социологический опрос болельщиков. Но желавших поражения Медведеву хватало. Это видно по дискуссиям в соцсетях – на том же «Фейсбуке». Там некоторые называют день победного финала Надаля самым счастливым в их жизни. А когда с болью в сердце критикуешь Даню за беспечность, потерю концентрации и пишешь на сайте TW об ошибках, допущенных Медведевым в противостоянии с Надалем, получаешь такой вот по-чеховски краткий отклик: «Ура!» – от российского пользователя. Наши люди реально ликовали, когда русский теннисист Медведев проиграл испанцу Надалю! Как так?!
Да, можно любить – и нужно нелюбящим его все равно уважать Надаля, отдавать должное его форхенду, фантастической силе воли и, да, непревзойденной спортивной злости. Но ликовать, когда проиграл свой игрок?! В таких мучениях?! Это всё исходит от эдаких российских теннисных эстетов, фанатов «чистого теннисного искусства», для которых нет флагов, гимнов, границ, которые сидят в чатах и изгаляются друг перед другом, соревнуясь в анализе теннисных тонкостей, нюансов и броских заголовков. При этом они еще и делают ставки, заключают пари друг с другом, часто предрекая поражение российским игрокам… Не раз вращался по долгу журналистской службы в этой среде, знаю не понаслышке. Такая своеобразная пятая теннисная колонна в России. И я не уверен, что это у них не переносится на другие, неспортивные сферы – например, политику. Сразу вспоминается, как в начале 20-го века иные представители русской интеллигенции слали поздравительные телеграммы японскому императору после поражения России в войне с Японией…
Да, у всех у нас есть свои любимчики среди иностранных теннисистов – мы к ним необъективны, да и есть ли вообще стопроцентная объективность в этом мире? Но речь сейчас не об этом, а о патриотизме. Лично мне импонирует Джокович – при всей его театральности и известных недостатках. Ну, просто нравится его теннис и сама личность, симпатичен он мне. На вкус на цвет. Но чтобы болеть за Новака, когда он играет против русского игрока… Помню решающий парный матч четвертьфинала Кубка Дэвиса-2019 в Мадриде Сербия-Россия: Рублев-Хачанов против пары Джокович-Троицки. Когда Рублёв реализовал матчбол, сердце чуть не выскочило из груди от радости. Да, потом было жалко Новака, утешил его, как мог, после пресс-конференции, когда брал автограф, честно признавшись, что это был тот редкий случай, когда болел против него…
И как можно было болеть против Медведева, который играл против всего стадиона в Мельбурне, переполненном исходящими злобой болельщиками?! Надо ведь вспомнить, кто эмигрировал в Австралию и населял её: беглые каторжники и прочий сброд. Не сливки общества. Это в генах сидит. Отсюда такая низкая культура боления и культура вообще – они даже американку Коллинз «сгнобили», лишь бы помочь австралийке Барти выиграть. Но еще больше меня убивает, когда читаешь «Ура!» в откликах на свои материалы на сайте журнала TW. Насколько же надо не любить свою страну. Мы все никак не можем отойти от этой неудачи россиянина, а иные наши соотечественники ликуют… Или это такой стёб?
«Михаил, время такое, – разъяснил мне, недоумевающему, известный спортивный психолог Вадим Гущин, проработавший с многими российскими теннисистами. – Когда болельщиков Рафы Надаля в стране едва ли не больше, чем болельщиков Даниила. Причём болельщиков агрессивных, предубежденных. Как прочтёшь про «благородного Рафу» и «капризного Медведя», думаешь: есть ли хоть что-то на Родине, что нравится? Чем гордятся?». Вот еще пару цитат из Гущина, он разрешил. «Они не болели за Рафу, они болели против Дани. Влияя криками на подаче на его концентрацию, а значит – на ход матча. Проявляя открытую враждебность и попирая правила. Вполне осознанно. И никакой супервайзер не вмешался, никого с трибун не выслали. Понятно, это ж не COVID, прививка есть – твори, что угодно… И не протест против отношения к беженцам – там десяток секьюрити (на корт) сразу выскочили!».
Как пошутил в стихах наш теннисный Есенин из руководящего состава ФТР Дмитрий Вихарев, «прошел финал, ясна стала картина: не доросли австралопитеки до Даниила». Не знаю, как насчет рифм и поэзии, но по сути верно. И еще кое-что из Гущина: «А Дане надо не ребенка в себе убивать (играет в теннис именно внутренний ребенок), а помочь (себе) взрослому осознать раз и навсегда: справедливости в этом мире нет, глупо ее искать и по-детски обижаться. На зрителей, судей, телеоператоров и организаторов. Любовь не зависит от спортивных достижений, уровня игры. Друг Новак подтвердит! Так зачем ее ожидать и выслуживать? Уж лучше, как ты сам говоришь – правда… Чужая злоба – чистая энергия. И ее надо использовать во благо. Агрессии в игре Медведева с Надалем явно не хватало (как тогда, на Итоговом ATP), так отчего ее было не почерпнуть у злобных трибун? И делать так всегда (за кордоном любить не будут, даже во Франции), а не разово, как тогда, в США. Зажигаться от нее, как от пожара, раз устал (а он выглядел явно усталым) – и отражать всю агрессию не на судью и трибуны – на противника!».
Напоследок – финальная цитата. «Патриотизм – последнее прибежище негодяев» (кстати, это пришло из британской политики прошлых веков – долго объяснять, как-нибудь потом). Ее часто неправильно трактуют, в том числе некоторые наши увлекающиеся теннисом телеведущие. Мол, кто патриот – тот негодяй. Негодяям, дескать, ничего не остается, кроме как быть патриотами. Ан нет, как переводчик с английского специально разбирался. Британцы вкладывали в это совсем другой смысл: даже самый последний негодяй все же может стать патриотом, это его последнее прибежище. Так что у тех, кто радовался победе Надаля над русским Даней Медведевым, еще есть шанс.
Михаил Иванов