Вы здесь

Мотивация юных теннисистов

Перед юными спортсменами, их тренерами и родителями в последнее время все чаще встает проблема мотивации. У детей, занимающихся теннисом, все чаще наблюдается снижение желания участвовать в соревнованиях и побеждать в них. А в подростковом возрасте они вообще порой теряют всякий интерес к занятиям спортом. При этом тренеры и родители нередко своими руками убивают желание заниматься спортом. Осознание потребностей юного спортсмена позволит избежать самых распространенных ошибок.

Для достижения высоких результатов спортсмен должен хотеть начать что-либо делать и быть готовым продолжать усердно трудиться ради достижения поставленной цели. Однако в реальной жизни часто наблюдается большой разрыв между целями и теми усилиями, которые прилагаются, чтобы их достичь. В такой ситуации юные теннисисты снижают планку своих притязаний в соответствии со своими усилиями. Задача тренера и родителей — ​не допустить этого, постоянно работая над мотивацией ребенка.

Для каждого возраста и этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы. Остановлюсь лишь на некоторых, наиболее важных и требующих первоочередного внимания. Прежде всего напомню, что теннис — ​это игра! Чаще всего нас привлекают в теннисе не какие-то внешние обстоятельства, а удовольствие, которое мы получаем от самой игры. Дети, увлеченные игрой, зачастую не замечают колоссальных нагрузок и усталости. Однако довольно часто мы наблюдаем обратную ситуацию, когда ребята уже не могут наслаждаться просто игрой на тренировках из-за того, что они перегружены информацией, заданиями, ответственностью или боязнью поражения. И это не их вина. Это педагоги и родители переносят на них свои страхи, амбиции и ожидания. Чрезмерный контроль и давление не дают раскрыться индивидуальности или найти нестандартное решение.

Но в последнее время усиливается тенденция тотального контроля над детьми со стороны взрослых. Этому явлению есть объективные причины, в современной жизни мы порой вынуждены вмешиваться во все сферы деятельности нашего ребенка. Однако надо понимать, что постоянный прессинг мешает развиваться личности юных спортсменов, парализует их волю и желание, а ведь это ключевые качества для достижения высоких спортивных результатов. Найти баланс контроля и самостоятельности — ​главная задача родителей и тренера при построении тренировочного процесса.

Понаблюдайте за тем, как ваш ребенок играет в футбол или салки. Если в теннис он играет с меньшим удовольствием или азартом, значит необходимо вносить коррективы в тренировочный процесс. Ребенок должен приходить на тренировки, чтобы играть, а не выполнять объем работы. Не надо делать из юного теннисиста робота-трудягу, убивая в нем игрока! В своей практике я часто использую метод удаленного контроля: оставляю учеников после тренировки на соседнем корте и предлагаю им поиграть на счет в любую командную игру на выбор. При этом я стараюсь не вмешиваться в их игру, но мое присутствие не дает им совсем расслабиться. Дети могут продолжать таким образом играть в теннис с полной самоотдачей более часа и не хотят уходить домой. Их глаза горят, а игра становится удовольствием. В эти моменты я чувствую, что это и моя маленькая тренерская победа. Ведь я смогла передать ученикам свою любовь к этой игре.

Но бывает и так, что в погоне за сиюминутным результатом наставники и родители забывают заинтересовать маленького теннисиста, «влюбить» его в теннис. А если он не будет увлечен игрой, не сможет получать удовольствия от процесса самосовершенствования, никакая пушечная подача или великолепный бэкхенд не помогут ему показать высокий результат. Скорее всего, он потеряет интерес к теннису уже в подростковом возрасте, когда на первый план выходят желания и амбиции самого спортсмена, а не его родителей или тренера. Поэтому тренеру нужно иметь в своем арсенале максимальное количество игровых упражнений, вносить в тренировку соревновательные элементы как командного, так и индивидуального характера. Уход от монотонности и однообразия наиболее важны на начальном этапе спортивного пути, ведь именно в раннем возрасте формируется отношение ребенка к тренировочному процессу. А для длительной мотивации и достижения выдающихся результатов любому спортсмену необходимо увлечение процессом.

При этом даже на самой интересной тренировке юному спортсмену необходимо преодолевать себя. Бывает и тяжело, и больно, и сложно, но нужно продолжать идти вперед. Как найти в себе силы? Для выдающихся спортсменов решающим является желание выйти на пик своих возможностей, осознать границы человеческих сил. Это помогает им справиться с огромными физическими нагрузками и психологическим напряжением. У юных спортсменов для решения этой задачи наиболее важным является другой мотив — ​получение естественного для их возраста удовлетворения от проявления мышечной активности, силы, ловкости, выносливости, осознание быстроты и эстетической красоты собственного тела.

В теннисе на первый план выходит эстетика движений, высокая координация и виртуозное владение мячом. Привлечь внимание ребенка именно к этим аспектам выбранного им вида спорта — ​задача родителей и тренера. Уже на начальном этапе обучения юным спортсменам необходимо видеть, как играют профессиональные теннисисты и талантливые юниоры. Посещение турниров, открытых уроков и тренировок теннисных звезд, просмотры матчей по телевизору — ​обязательный элемент тренировочного процесса. Многие мои юные ученики сами отмечают, что чувствуют невероятную заряженность после посещения Кубка Кремля или Кубка Дэвиса. А уж если на центральном корте нашей школы проходит тренировка известного спортсмена, то этот эмоциональный заряд распространяется на все корты, и тренировки идут с огромным энтузиазмом. Стремление быть похожим на кумира, легендарного спортсмена или тренера побуждает ребенка развиваться, повышает его энергетический потенциал. Появляются силы, вдохновение и желание тренироваться. Лично я стараюсь культивировать и всячески поддерживать идентификацию своих подопечных с образом любимого спортсмена. Это очень сильный мотивирующий фактор, который человек способен пронести через всю жизнь даже после завершения своей спортивной карьеры.

Не последнюю роль играют также воспитание и стиль жизни в семье юного спортсмена. Все усилия тренера на начальном этапе тренировок будут сведены к нулю, если родители не слишком поддерживают увлечение спортом или делают это исключительно на словах. Если все свободное время папа и мама проводят на диване перед телевизором, то и ребенок невольно перенимает эту модель поведения. Представления ребенка о культуре тела и правильном питании тоже имеют свои корни в семье. Родителям не стоит забывать, что они являются безусловным примером для подражания и авторитетом для своих детей вплоть до подросткового возраста. Если вы не можете являться в чем-то примером для своего ребенка, то и от него бессмысленно этого требовать.

Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что для правильной мотивации юных теннисистов целесообразно фокусироваться не на результате, а на процессе. Позволяйте своему ребенку играть и научите его любить теннис!

Юлия Бекещенко

Фотоальбом

“J-PRO”: Москва — Питер

Школа тенниса “J-PRO” в Москве осуществляет высокопрофессиональную подготовку детей и юниоров уже на протяжении 10 лет.