Когда нужен спортивный психолог

Когда нужен спортивный психолог

Первое, что хочется ответить на подобный вопрос – всегда. Если у теннисиста, особенного юного, есть возможность постоянно работать с компетентным специалистом в области психологии, существует вероятность, что это убережет его от массы возможных проблем в будущем, так как, основные аспекты психологической подготовки спортсменов можно внедрять в тренировочный процесс уже с детских лет. Это позволяет правильно настроить юниора перед соревнованиями, научить правильно «переваривать» неудачи, сохранять необходимый уровень мотивации, выработать навыки самоконтроля и т.д.

Вместе с тем, не во всех спортивных школах есть полноценное психологическое сопровождение, а у тренера или родителей юниора на фоне его неудачных выступлений на соревнованиях или каких-то особенностей поведения, может возникать вопрос: «Может стоить обратиться к психологу?»

Попробуем разобраться в этом вопросе – когда спортивный психолог точно необходим юному теннисисту.

Первый и самый главный признак того, что нужно обратиться к специалисту – ситуация, когда спортсмен на тренировках демонстрирует значительно более высокий уровень игры, чем на соревнованиях.

Это может означать то, что уровень ситуативной тревожности игрока и страх за конечный результат, который лежит в основе этой тревожности, «сковывает» его движения и разум, и не позволяет, что называется, «раскрыться во всей красе».

Компетентный спортивный психолог должен помочь решить эту проблему за счет грамотного применения различных методов психотерапии, специальных приемов и тренингов личностного развития.

При этом следует, конечно, иметь в виду, что спортсмен не станет лучше играть в теннис (это задача тренера), но он сможет показать свой уровень игры на соревнованиях. И заказчик вправе ожидать это от специалиста.

Следующий «симптом», свидетельствующий о необходимости психологической помощи – эмоциональные срывы, когда эмоции проявляемые игроком выходят за все возможные рамки и реально мешают играть. Такие эмоциональные срывы могут быть и перед стартом, и во время игры, и после проигрыша.

При этом важно понимать, что некоторое время такой спортсмен может играть, что называется «на зубах», через слезы, и даже добиваться некоторых результатов, но достигается это за счет перерасхода внутренней энергии, и в дальнейшем может быть серьезный нервный срыв и спад спортивной формы. Обучение навыкам саморегуляции, умению брать паузу в игре позволяет решать и эту проблему.

Другими «игровыми» признаками, которые могут говорить в пользу психологического сопровождения спортсмена, могут быть:

- стабильно слабый старт - регулярно проигрываемый первый сет вне зависимости от уровня противника;

- отказ от борьбы в сложной ситуации – когда противник показал свое значительное превосходство в мастерстве или ведет с крупным счетом;

- проигранные матчи, в ходе которых спортсмен крупно вел в счете и имел значимое превосходство;

- резкие спады и подъемы игровой активности, т.е. неумение поддерживать необходимый уровень игры, перепады настроения и пр.

Все это признаки недоразвития значимых личностных качеств спортсмена, связанных с его волевой сферой, способностью к концентрации внимания, самоконтролем и пр., которые можно и нужно развивать при содействии специалиста в области спортивной психологии. Но вполне может быть, что все выше перечисленные признаки связаны лишь с хронической усталостью и перетренированностью юниора – многие спортсмены выбирают непосильный для себя график соревнований – в любом случае лучше проконсультироваться со специалистом.

20.06.2017

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии