Этапы развития и возрастные кризисы у детей и подростков. Часть 1

Этапы развития и возрастные кризисы у детей и подростков. Часть 1

…Говоря о психологической подготовке юных спортсменов, необходимо понимать, что у каждого возраста есть свои определенные особенности, которые нужно учитывать.
Ребенок (подросток) находится в постоянном развитии, и у этого развития есть определенные этапы и объективные закономерности. Понимание этих закономерностей, во-первых, позволит получить более объективную картину текущего психологического состояния спортсмена, т.е. насколько те или иные проявления соответствуют возрасту, а во-вторых, сделать процесс формирования личности спортсмена более осознанным и планомерным, и в конечном итоге более эффективным.

Как мы отмечали, процесс психологической подготовки должен включать, в первую очередь, развитие определенных качеств личности: сильной воли, психической саморегуляции, развитого самоконтроля и других необходимых спортсмену свойств. И важно это не только для спортивных результатов, но и в контексте формирования полноценной и психически здоровой личности.
Известно, что указанные выше значимые психологические качества в раннем детском возрасте (до 7 лет), как правило, малоразвиты и только начинают формироваться. При этом они могут развиваться достаточно активно, так как именно в 6-7 лет начинается так называемый сенситивный период (период, когда ребенок наилучшим образом обучается тем или иным навыкам), благоприятный для развития волевых качеств, самоконтроля и дисциплины, возможностей концентрации внимания. Начинает формироваться самооценка и мотивационная сфера. И если заниматься развитием этих качеств целенаправленно, можно значительно ускорить этот процесс.

Безусловно, все эти качества будут в той или иной мере развиваться сами, по мере взросления ребенка, тем более, если он регулярно занимается спортом. Но основная проблема заключается в том, что к моменту начала соревновательной деятельности (а в теннисе это, как правило, происходит в 9 лет, а уже с 6-7 лет дети играют соревнования по программе Tennis 10s) значимые для спорта личностные качества в большинстве случаев не сформированы на необходимом уровне.
Вполне возможно, что участие в соревнованиях станет своеобразным ускорителем развития нужных качеств, как реакция на необходимость приспособления к новым условиям. Но это бывает нечасто и при наличии, прежде всего, типологической предрасположенности ребенка к жестким условиям поединка (сильная нервная система) и правильного отношения со стороны тренера и родителей, ориентирующихся, главным образом, на качество игры, а не на ее конечный результат.

В большинстве же случаев юные спортсмены оказываются не готовы к тем новым психологическим нагрузкам, которые предполагает соревновательный процесс, а это и максимальное напряжение физических и психических сил, и возможное сильное переживание поражения. Часто для ребенка это стресс, преодолевать который он еще не умеет.
Бывает, что юный теннисист спокойно воспринимает поражения на турнирах, но происходит это потому, что у него еще не выражена мотивация достижения. Это может дать родителям и тренеру ложную уверенность в том, что ребенок психологически устойчив и эмоционально стабилен, и что так будет и впредь. В дальнейшем же с развитием представлений о себе и своем месте в окружающем мире у юного спортсмена формируется потребность в самоутверждении и успехе, и от былого «спокойного» отношения к неудачам не остается и следа. И в нашей практике было немало подобных случаев.

Продолжение следует...

Полную статью по данной теме можно найти в книге Игоря Бабичева «Психологическая подготовка юных теннисистов».

10.10.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии