Преодоление себя: воля и разум

Преодоление себя: воля и разум

Значимость развития волевых качеств спортсмена не вызывает сомнения у специалистов, какой бы вид спорта они не представляли, и теннис здесь не только не является исключением, но и наиболее четко это подтверждает.
Достаточно часто, не только в детском теннисе, но и на турнирах Большого шлема бывают ситуации, когда победу одерживает игрок, возможно уступающий технически и физически, но превосходящий соперника в настойчивости и упорстве на корте. Порой, именно стремление превзойти самого себя и собственные возможности, безграничная самоотдача игрока оказывают решающее значение для достижения хорошего результата. Яркими примерами таких игроков являются Юлия Путинцева и Доминика Цибулкова.

В подобных случаях мы можем констатировать, что у спортсмена достаточно развита, так называемая, сила воли или волевая сфера личности. Известнейший спортивный психолог, доктор наук, профессор Ильин Е.П. определил волевую сферу спортсмена как способность преодолевать различные трудности, связанные с тренировочным процессом и соревновательной деятельностью.
Учитывая тот факт, что спорт, без сомнения, является одним из наиболее сложных и экстремальных видов человеческой деятельности, осуществляемой всегда на пределе возможностей человека, полной различных стрессующих воздействий и пр., наличие развитой силы воли у спортсмена зачастую имеет решающее значение.

Неизбежно возникает закономерный вопрос: «А возможно ли целенаправленно развивать волевые качества теннисиста, особенно в детском возрасте, когда, во-первых, силы воли, зачастую, заметно не хватает, а, во-вторых, происходит становление и формирование личности спортсмена?»
Для ответа на этот вопрос необходимо более подробно рассмотреть, что же собой представляют волевые качества личности.
В современной психологии спорта волевые качества обычно делят на две группы: первая связана с качествами, характеризующими целенаправленную активность спортсмена, а именно, целеустремленность, решительность, инициативность, энергичность, а вторая – с торможением нежелательных действий и процессов, например, терпеливость, упорство, психологическая выносливость и выдержка.
Основанием для классификации различных волевых качеств выступает то, что в основе качеств первой группы лежит сила возбуждения в нервной системе спортсмена, а в основе второй – сила торможения.

Исходя из этого, можно сделать вполне объективный вывод о том, что в зависимости от типа нервной системы спортсмена, развитие тех или иных волевых качеств будет происходить по-разному. Так, для спортсменов с выраженным преобладанием возбуждения в нервной системе проще развивать у себя настойчивость и решительность, а для игроков с преобладанием торможения – терпеливость и выдержку.
Из этого вовсе не следует, что спортсменам недоступно приобрести другие волевые качества, не свойственные для их темперамента. Но процесс этот долгий и трудоемкий, требующий от тренера дополнительной психологической компетентности и собственной силы воли, которая в данной ситуации может рассматриваться не только как средство достижения цели, но и как пример для подражания.

Для формирования целеустремленности у юных теннисистов необходимо, с одной стороны, дополнительно мотивировать их к сложным и трудоемким тренировкам, используя, например, эффект соперничества, а с другой – ставить поэтапные, достижимые цели – спортсмен должен приобрести позитивный опыт достижения поставленных задач и испытать весь комплекс позитивных эмоций и ощущений с этим сопряженных.
В другой ситуации, когда «планка» изначально поставлена слишком высоко и выглядит малодостижимой, у юниора может возникнуть разочарование и отчаяние, оттого, что, несмотря на все его усилия, поставленная задача не решается. Иными словами, «свет в конце туннеля» должен быть вполне отчетливым и приближающимся соответственно затрачиваемым усилиям со стороны спортсмена.

Кроме того, крайне важно, настраивая юниора (да и не только юниора) на соревнования ставить перед ним задачу, не связанную напрямую с результатом матча, а на максимальную самоотдачу и старание в каждом действии. Таким образом, можно решить сразу несколько важных задач: с одной стороны, убрать страх за возможное поражение и связанные с ним негативные переживания и излишнее напряжение, а, с другой, приучить, что называется, «биться до конца».
Ведь не случайно в спорте существуют награды за «волю к победе» и «приз зрительских симпатий», которые, как правило, как раз на стороне спортсмена с наиболее «бойцовским» волевым характером. Подобные ценностные ориентиры должны быть отчетливо усвоены юными теннисистами, тогда качества настойчивости и решительности будут обретаться более успешно.

Другими важными свойствами волевой сферы являются терпеливость и упорство. В спортивной деятельности терпеливость – это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния, а упорство – стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данной тренировке или матче. Не стоит лишний раз говорить о том, насколько эти качества важны в теннисном поединке.
Одним из методов развития у спортсменов способности работать «на преодоления себя» являются, так называемые, «ударные нагрузки». Естественно, что подобные тренировки должны учитывать физические возможности спортсменов и не проводится слишком часто.
В названии статьи мы не случайно упомянули разум или, выражаясь по-научному, интеллектуальные свойства личности, так как, развитие волевой сферы должно, во-первых, носить вполне осознанный и целенаправленный характер, а, во-вторых, подразумевать понимание наличия естественных пределов человеческих возможностей, в том числе, и психических.

Необходимо помнить, что «чистая» воля без достаточного интеллекта и разумного подхода, грозит перерождением упорства в упрямство, настойчивости в маниакальность, а решительности в безрассудство. Все это не лучшим образом скажется не только на корте, но и в других сферах жизни. В то время как сильная воля в сочетании с разумом и спортсмена и его тренера способна преодолеть любые препятствия, которые изначально кажутся недостижимыми.

14.12.2017

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии