Психологическая подготовка в теннисе. Часть 2

Психологическая подготовка в теннисе. Часть 2

...Вместе с тем, как показывает опыт, некоторые юные теннисисты с изначально «выигрышными» психическими свойствами на ответственных соревнованиях демонстрируют слабую психологическую готовность.
В чем это может проявляться?
Ситуация, когда спортсмен на соревнованиях демонстрирует значительно более низкий уровень игры, чем на тренировках (боится остро атаковать, совершает большее количество ошибок, в целом менее активен и пр.) или эмоциональные срывы, когда эмоции, «захлестнувшие» игрока, реально мешают ему играть.
Бывает, что некоторые юниоры со слабой эмоциональной устойчивостью могут играть, что называется «на зубах», через слезы, и даже добиваться некоторых результатов, но достигается это за счет перерасхода внутренней энергии, что в дальнейшем может вызвать более серьезный эмоциональный срыв.
Другим признаком необходимости дополнительной психологической подготовки юного спортсмена является отказ от борьбы в сложной ситуации – когда противник показал свое значительное превосходство в мастерстве или ведет с крупным счетом.
Все эти признаки могут быть следствием нескольких факторов, основной из которых - недостаточный уровень личностных качеств: низкой самооценки, слабой воли, недостаточной саморегуляции и т.д.
Таким образом, развитие спортивно значимых личностных качеств является одним из основных направлений психологической подготовки.
Помимо этого неотъемлемой частью психологической подготовки теннисистов может быть обучение их некоторым практическим приемам и навыкам поддержания оптимального психологического состояния в ходе теннисного поединка. В основном эти приемы касаются саморегуляции психических состояний и управления эмоциями.
Немаловажное значение для психологической подготовки теннисиста имеет психологическая профилактика, направленная на предупреждение неблагоприятных психических состояний.
Здесь необходимо отметить, что спорт вообще и теннис в частности без каких-либо условностей можно отнести к экстремальным видам человеческой деятельности. Конечно, опасности для жизни он не представляет, но возможность получения серьезной травмы, предельные физические и эмоциональные нагрузки, постоянный психологический стресс – все это оказывает негативное влияние на психику, особенно психику юниора.
Основной стрессующий фактор для юного теннисиста – это даже не сложные условия теннисного поединка, а возможность проигрыша в нем. В теннисе, как и в любом другом виде спорта, подразумевающем поединок двух соперников и не предполагающем ничейного результата, «горечь» поражения может проявляться особенно отчетливо, в отличие от циклических видов спорта, где каждый спортсмен соревнуется, прежде всего, с секундомером, или командных игр, когда проигрывает не конкретный спортсмен, а целый коллектив.
О развитии спортивно значимых качеств, формировании навыков саморегуляции и психологической профилактики мы подробно поговорим в этой книге.
Таким образом, мы определили психологическую подготовку как целенаправленный процесс, который может включать развитие определенных психологических качеств личности спортсмена, обучение его специальным приемам и навыкам, а также психологическую профилактику, направленную на поддержание психического здоровья и благополучия спортсмена.
Каким образом и кто может осуществлять психологическую подготовку спортсменов?
Лучшим вариантом, безусловно, будет участие в этом процессе квалифицированного спортивного психолога, при этом понимающего специфику тенниса.
Но такая ситуация, по-прежнему, довольно редко встречается в нашем детско-юношеском спорте. Поэтому задача психологической подготовки спортсмена ложится в основном на плечи его тренера. Соответственно, чем выше психологическая компетентность тренера, тем выше вероятность психологической готовности спортсмена.
Необходимо отметить, что роль тренера в процессе психологической подготовки не уменьшается и при участии спортивного психолога. Его авторитет, большое количество времени, проводимого вместе, возможность включать элементы психологической подготовки непосредственно в тренировки, наблюдать за своим учеником и его эмоциональным состоянием - все это делает тренера основным участником процесса психологической подготовки спортсмена.
Важную роль в психологической подготовке юных игроков играют и родители спортсменов. Именно семья играет ключевую роль в становлении личности, и спорт не является исключением. Во многом от родителей зависит уровень самооценки юного спортсмена, его способность к самоконтролю, конструктивная мотивация и многое другое.
Таким образом, психологическая подготовка юных теннисистов это не только насущная необходимость, но и вполне посильная задача при наличии необходимых знаний.

Полную статью можно найти в книге Игоря Бабичева «Психологическая подготовка юных теннисистов».

Психологическая подготовка в теннисе. Часть 1

22.08.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии