Психологическая подготовка в теннисе. Часть 1

Психологическая подготовка в теннисе. Часть 1

Многие специалисты сходятся во мнении, что теннис один из самых «психологичных» видов спорта, если не самый. Попробуем объективно обосновать эту точку зрения.

Общеизвестно, что теннис - это жесткое, индивидуальное соперничество, в котором игрок выступает без помощи и советов тренера, без возможности замены, без существенных перерывов и при определенном психологическом давлении со стороны противника, а иногда и болельщиков противника.

Теннис требует от спортсмена, с одной стороны, максимальной мобилизации на протяжении длительного времени, позволяющей осуществлять перемещения с наибольшей скоростью, выполнять атакующие удары, поддерживать максимальную концентрацию внимания, принимать молниеносные решения, с другой – подразумевает определенную долю расслабленности, тактической гибкости и др.

Известный американский тренер Т. Гэллуэй обозначил это состояние как «расслабленная сосредоточенность». Представляется, что данная формулировка наиболее точно отражает суть необходимого игроку состояния.

 Теннисный матч может длиться от одного до трех – четырех часов. При этом большие перерывы отсутствуют, а паузы в игре строго регламентированы и носят постоянный характер, что, с одной стороны, позволяет «перевести дыхание», с другой стороны, постоянно «грозит» теннисисту потерей необходимого уровня концентрации внимания.

 Исходя из всего вышеописанного, можно выделить особенности оптимального боевого состояния в теннисе.
Во-первых, это сложносочетаемость его составляющих: предельная концентрация внимания и одновременно раскрепощенность тела и мысли. Это состояние мы можем обозначить как особый игровой тонус.
Во-вторых, это необходимость поддерживать такое состояние в течение длительного периода времени в сложных условиях. Например, когда имеют место провокативное поведение противника, судейские ошибки, не вполне адекватные реакции зрителей, технические паузы и пр.

Имеется немало реальных примеров из мира большого тенниса, когда какое-то слово или мнение, высказанное противником в перерыве матча, сильно повлияло на психологическое состояние спортсмена и дальнейший ход игры. Или такую роль сыграла затянувшаяся игровая пауза.
Таким образом, мы можем определить оптимальное психологическое состояние в теннисе как устойчивый и продолжительный по времени особый игровой тонус, позволяющий игроку наилучшим образом реализовывать свой спортивный потенциал на соревнованиях.

 Очевидно, что «входить» в такое сложное состояние на всех соревнованиях может далеко не каждый взрослый и состоявшийся спортсмен, что уж говорить о юниорах.
Для этого спортсмену необходимо, во-первых, обладать целым комплексом личностных качеств, во-вторых, владеть определенными психологическими приемами и навыками саморегуляции, и, наконец, избегать неблагоприятных психологических состояний, вызванных, например, сильным стрессом.

В решении этих задач и состоит процесс психологической подготовки юных спортсменов.

Психологические качества, необходимые человеку для спортивных достижений, мы можем обозначить как спортивно значимые личностные качества. Среди них: волевые качества, мотивация, развитый самоконтроль, высокая самооценка и др.
Возникает закономерный вопрос: «Могут ли такие качества присутствовать у ребенка «от природы» или сами развиться в ходе занятий спортом, или психологической подготовкой необходимо заниматься специально?»

Безусловно, некоторые важные для спорта качества могут быть врожденными, например, у людей с сильной и уравновешенной нервной системой, как правило, хорошая самооценка и развитая способность к саморегуляции. В тоже время высокая подвижность нервной системы может определять неспособность к продолжительной концентрации внимания или слабый самоконтроль.

Очевидно, что и сами по себе занятия спортом, способствуют развитию важных личностных качеств, например, волевой сферы личности.

Продолжение следует…

04.07.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии