Если у тебя нет собственного плана, значит, ты часть чужого

Если у тебя нет собственного плана, значит, ты часть чужого

Итак, всем знакомая ситуация: рыдающий после матча ребенок, расстроенные родители.
Мы проиграли!

«А как правильно реагировать?» – спросите вы.

Все начинается с того, что мы (родители, тренеры и, как следствие, дети) не умеем правильно оценивать полученный результат.
И мы, в общем-то, не виноваты.
Система приучила нас оценивать и видеть только конечный результат, игнорируя уже достигнутое. Получил результат - беги к следующему. Там больше, у того лучше. Отдыхать некогда. Работай. Наслаждение от маленьких достижений не приемлемо - ведь так люди смогут стать удовлетворенными, радоваться жизни. Свободный, счастливый человек опасен, ибо не управляем. Этот человек не хочет ходить строем, делать то, что ему говорят. Он хочет жить, как он хочет!
Что?! Как он хочет? Скажет система.
И запустит очередную порцию рекламы и глупых фильмов, посыл которых следующий: вот вам те чудесные цели, которых надо достигать - все к ним! Этих целей много, они красивые, бегите! Нам надо другой айфон, вот эти гамбургеры, лекарства от гамбургеров и всего-всего. Вот нам и план, только он не наш, чужой...

…Спрашиваю ребенка:
- Ну как ты сыграл?
- Плохо, проиграл.
- Что плохо?
- Ничего не получалось. Подавал плохо. Удар справа не шел. Расстроился и окончательно перестал сопротивляться.

Видите? Ничего хорошего он не достиг. Совсем. А теперь подумаем, сколько раз в день мы, взрослые, похвалили себя? Отметили свои успехи, порадовались малому? Зато пилим мы себя не покладая рук. Дети смотрят и учатся у нас.
Давайте меняться, чтобы научить наших детей правильно поддерживать себя на пути к цели. Научить их радоваться жизни и самой игре. Ведь от этого напрямую зависит и результат соревнований.

Итак, строим правильный процесс.
Цель должна быть достижимой и измеримой.
Секрет - поэтапность. То есть идти от малого к большому.
Разбить тренировочный и игровой процессы на этапы. Ребенок видит: вчера было столько, сегодня больше. Пишем план. Измеряем результат. Контролируем продвижение. Корректируем план.

Пример контроля технического прогресса: в сентябре было 20 ударов слева налево, запланировано на ноябрь 30, стало 30.
«Ура, я продвинулся!» - скажет ребенок.
Родитель и тренер отметят рост и порадуются.
А если так и осталось 20, а мы работали над этим ударом, думаем: - «А что не так? Может, мало тренируемся? Может, не в той группе?»
Также ребенок может сказать: «Да, я действительно не очень старался и теперь это понимаю, я готов работать лучше, чтобы мой результат рос!»

А теперь пример поэтапного контроля тактического прогресса, игры на счет. 
Это в том числе и о том, что тренер ДОЛЖЕН дать спортсмену план на игру. Игру, как часть тренировочного процесса. И этот план не обязательно должен быть грандиозным и измеряться счетом матча.

Для детей 8-9 лет, например:
"Сыграть за игру 7 комбинаций из трех направленных в разные углы ударов".
Также хорошо, если этот план знают родители, особенно присутствующие на матче. Тогда они вместе с ребенком и тренером могут оценить и порадоваться его успехам. Ведь проигрыш по очкам сегодня, при выполненном задании тренера, это не проигрыш, это закладка прочного фундамента дальнейших побед.

А если ребенок выиграл матч, но не выполнил задание тренера?
Это повод задуматься: «За счет каких других действий игрок выиграл? За счет каких ошибок соперника он выиграл».
И отметить, что если не выполнять план тренера во время игры, то в будущем такую игру можно и проиграть.

Пример плана на игру для взрослых теннисистов, играющих "для себя".
1. Сделать за 3 гейма 5 комбинаций: с приема первый удар сопернику налево, потом направо, потом налево.
2. Сделать за сет 5 комбинаций: подача (косая) и сразу выход к сетке.
3. Сделать в гейме не меньше 3 комбинаций: подача по линии, выход из подачи, удар налево сопернику, удар направо сопернику.

Это будет стимулировать Вас играть комбинации, а не просто "бить на ту сторону".

Попробуйте, и, возможно, Вы удивитесь!

29.12.2017

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии