Удары по отскочившему мячу в высокой точке 2

Удары по отскочившему мячу в высокой точке 2

В этом номере мы публикуем вторую часть методических рекомендаций Заслуженного тренера России Виктора Янчука в отношении ударов по отскочившему мячу в высокой точке. На этот раз поговорим о том, как выполнять такие удары слева (см. об ударах справа в TW за март 2018 года).
При ударах слева ученик тоже может сам себе подбрасывать мяч вверх левой рукой, но это связано с некоторыми неудобствами, если он использует двуручный удар. В отличие от удара справа, руки с ракеткой проще разгонять из исходного положения: ​руки на уровне пояса, а не плеч. Но затем головка ракетки выходит по высоте на уровень головы игрока и проходит через сторону в мяч в одной плоскости с точкой удара — ​никаких колебаний вверх-вниз, причем плоскость струн тоже слегка «прикрыта». Центр тяжести тела вместе с выносом ракетки переносится с левой ноги на правую — ​ближайшую к мячу, но «ударная волна», разгоняя руки с ракеткой, сочетается с относительной стабилизацией левой ноги — ​она остается сзади — и плеч, которые после удара поворачиваются лишь наполовину — ​не более чем на угол в 45 градусов. Головка ракетки активизирует свое движение перед встречей с мячом, придавая тому дополнительную скорость и незначительное боковое вращение. Именно разгон ракетки при относительной фиксации положения ног представляет собой значительные затруднения в обучении этому технически сложному приему.

Методические приемы для освоения ударов высокой точке
На первом этапе обучения необходимо следить и за точкой удара — ​по высоте — ​на уровне головы, впереди туловища на 20–40 см — ​в зависимости от направленности удара, и за ориентацией плоскости струн: ​она должна быть слегка «прикрытой» на всем пути следования ракетки в мяч. С целью упрощения задачи мы ставим ученика сначала вблизи сетки и по мере улучшения контроля за своими движениями и мячом постепенно удаляем его исходную позицию от сетки до 5–6 метров. Вместе с тем после успешных ударов через сетку со своего подброса он осваивает удары с подброса спарринга, который располагается по другую сторону сетки в 3–4 метрах от нее. Постепенно и спарринг все дальше отходит от сетки и посылает мячи по более далеким и высоким траекториям, что делает качественное выполнение ударов значительно сложнее.
Следующим шагом в освоении ударов в высокой точке является удаление исходной позиции ученика от «будущей» точки удара. Выполнение приема предполагает своевременный и удобный подход к относительно короткому мячу после преодоления им обычным бегом дистанции — ​4–6 метров в направлении сетки. Причем в целях совершенствования подхода к мячу и качественного выполнения удара спарринг разбрасывает мячи из корзины, варьируя не только дальность и высоту траектории их полета, но и направление — правее-левее. Одновременно можно задавать и направление ударов и даже использовать разного рода мишени — либо размеченные зоны на корте, либо поставленные конусы, банки из-под мячей и др.
Самое сложное при обучении атакующим ударам в высокой точке заключается не столько в технике исполнения приема, хотя она непростая, сколько в их применении с учетом игровой ситуации и мгновенном принятии решения. Нужно выработать у юных теннисистов условно-рефлекторный «пусковой механизм», который бы автоматически срабатывал на относительно короткие и высокие мячи. Без него игрок будет или регулярно упускать возможность ускоренного выхода вперед для острой атаки соперника из выгодной позиции, или атаковать с запозданием опускающийся ниже уровня сетки мяч. И то, и другое не соответствует современному стилю игры и позволяет оппоненту спокойно продолжать обмениваться ударами.
Поэтому на следующем этапе обучения необходимо создавать благоприятные условия для выполнения нашего приема в игровой обстановке: сначала в серийном подбросе мячей спаррингом из корзины, а затем и в процессе реального розыгрыша мяча как без счета, так и со счетом. Представьте серию из 6–8 мячей «от спарринга», в которой последний мяч отскакивает короче и выше остальных, причем учащийся заранее не знает, сколько мячей перелетит на его сторону и каким по счету окажется последний мяч. Кстати, иногда таковыми могут оказаться и первый, и второй мячи или вообще любые по порядку.
Самым серьезным испытанием для юных теннисистов и одновременно объективной оценкой качества их ударов в высокой точке являются контрольные упражнения в виде перекидки мяча на счет, где засчитываются очки только после выполнения требуемого технического приема; до этого момента ошибки не считаются. Мяч вводится в игру обычным ударом снизу по центру и после 3–5 ударов спарринг или партнер посылает высокий мяч на хавкорт. Можно, например, ввести следующую шкалу подсчета очков. Учащемуся за активный удар в высокой точке «навылет» дается 3 очка; за удар, «вынудивший» соперника ошибиться — ​2 очка; за выигрыш мяча в розыгрыше — ​1 очко. Сопернику за ошибку учащегося при выполнении основного удара по высокому мячу ​дается 2 очка, за выигрыш мяча в розыгрыше — ​1 очко. Игра может продолжаться до счета 11, 15, 21 и т. д.
В дальнейшем тренер должен добиваться обязательного применения ударов по высокому мячу своими воспитанниками в благоприятных игровых ситуациях в настоящих соревнованиях, независимо от отдельных ошибок и проигранных мячей, так как это касается формирования современного активного стиля игры и становления его как профессионального игрока. Единичные и временные компромиссы здесь могут быть, в зависимости от напряженности счета и особой значимости результата матча, что должно быть редким исключением: приобретение мастерства гораздо важнее сиюминутных очков и побед в раннем возрасте.
Заметим, высокая точка находится на уровне головы спортсмена или чуть выше. Но по ходу игры мяч может оказаться на этом уровне дважды: на восходящем участке траектории отскока от поверхности корта — ​тогда он проследует дальше вверх, и на опускающимся участке траектории после набора максимальной высоты — ​«мертвой точки» на траектории отскока. Сначала мы рекомендуем отрабатывать более простой прием — ​атакующие удары в высокой точке по опускающемуся мячу, когда у игрока имеется достаточно времени для удобного подхода к мячу.

Техника21.04.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии