Слово тренера

Слово тренера

В этой статье речь пойдет о наиболее типичных ошибках, допускаемых теннисными тренерами при работе с юными спортсменами.

Тема эта возникла не на пустом месте. В нашей практике бывали ситуации, когда даже подготовленные специалисты допускали огрехи при общении с юниорами, что существенно влияло как на самих спортсменов (например, вело к заниженной самооценке), так и на их отношение к занятиям, к спорту в целом, к личности тренера и т. д.

Рассмотрим эти ошибки более подробно. Одной из них является подшучивание над спортсменом в процессе тренировки. Тренеру может казаться, что своими шутками он создает непринужденную и неформальную атмосферу на корте. На самом деле, если для кого атмосфера и улучшается, то только для него самого. Как правило, спортсмен даже с крепкой нервной системой от этого не расслабляется, а, скорее, наоборот. Например, шутливая фраза «С такими движениями тебе в балете танцевать (коровник подметать, канаву копать и т. п.), а не в теннис играть» может серьезно обидеть юного спортсмена. Особенно опасно подшучивать над детьми с заниженной самооценкой, постоянно испытывающими чувство тревоги: они могут еще больше закрыться и окончательно потерять уверенность в своих силах.

Подшучивание над спортсменом может иметь и более серьезные последствия, если происходит на виду у других тренирующихся, в малом спортивном коллективе. Хуже всего, если объектом «остроумия» тренера становится определенный воспитанник.

В дальнейшем над ним могут начать подшучивать и другие члены группы. В такой ситуации юный спортсмен очень быстро теряет мотивацию к занятиям у этого тренера, а может и вообще уйти из спорта.

В рассмотренной нами ситуации тренер может допустить другую распространенную педагогическую ошибку, которая заключается в избирательном отношении к своим подопечным в группе и деление их на «успевающих» и «отстающих», причем иногда это может носить отнюдь не объективный характер, например, когда в число «успешных» попадают не самые умелые, а самые послушные воспитанники.

Очевидно, что любой человек имеет право на те или иные предпочтения, но тренер в своей работе должен минимизировать проявления личных симпатий и антипатий. В крайнем случае, когда со спортсменом по разным причинам не сложились конструктивные отношения, правильным решением будет предложить ему перейти к другому специалисту.

Другой педагогической ошибкой со стороны тренерского состава является публичное сравнение юных спортсменов. Например, «Иванов гораздо лучше тебя выполняет этот прием» или «Петров гораздо быстрее тебя». Иногда, безусловно, подобная манипуляция стимулирует юниора к развитию и самосовершенствованию, но в любом случае вносит негатив и в тренировочный процесс, и в психологический климат в спортивной группе. Необходимо помнить, что теннис сам по себе эффективно развивает потребность в соперничестве и превосходстве, поэтому каких-либо специальных стимулов и манипуляций для этого не требуется.

Следующей типичной тренерской ошибкой является критика личности спортсмена. Из основ психологии и педагогики мы знаем, что объектом даже конструктивной и объективной критики могут быть только какие-то действия и установки обучающегося.

Например, «Сегодня ты выбрал неумное решение», а не «Сегодня тебе не хватило ума». Кроме того, те или иные замечания лучше высказывать в личном общении, избегая публичной критики.

Совершенно недопустимы критические замечания в отношении тех или иных антропометрических характеристик спортсменов, например: «Ты толстоват для тенниса» или «С таким ростом соревнования не выиграть». Люди в целом, а подростки в особенности склонны комплексовать по поводу своей внешности. Подобные высказывания не решат существующие проблемы, а самооценку спортсмена понизят существенно. Лучше внести необходимые изменения в тренировочный процесс — добавить упражнения, позволяющие развивать слабые стороны игрока, например: убрать лишний вес, стимулировать рост и т. д.

Необходимо помнить, что залогом долгих и эффективных отношений тренера и спортсмена является взаимное и искреннее уважение, в котором особенно нуждаются юниоры.

Психология12.09.2016

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии