Работа над ошибками

Работа над ошибками

Мы продолжаем разговор с нашими научными консультантами из теннисной школы «теннис-парк» о психологической подготовке юных теннисистов. Сегодня речь пойдет о реакции теннисистов на ошибки.

Одним из наиболее сильных факторов, снижающих игровой тонус теннисистов, является негативная реакция на не вынужденную ошибку. Часто приходится видеть, как игроки, особенно юниоры, не попав в корт, начинают проявлять негативные эмоции, связанные с разочарованием или негодованием, прежде всего, по отношению к себе.

После серии подобных ошибок игрок нередко доводит себя до такого психологического состояния, которое, скажем мягко, отнюдь не способствует хорошему качеству игры. Иногда из такого состояния теннисист не выходит до конца матча, и проигрыш является закономерным — с точки зрения спортивной психологии — итогом.

Возникает естественный вопрос: «А что с этим делать?» В самом деле, не заставишь же теннисиста радоваться собственным промахам и ошибкам?! Это, в общем, и не требуется. Более того, легкомысленное отношение к качеству своей игры, которое иногда наблюдается у юниоров, тоже пользы не приносит.

Оптимальным будет адекватное восприятие игроком собственных ошибок. А оно заключается не в самобичевании, что автоматически приводит к мыслям вроде «У меня сегодня не получается!» или, того хуже, «Я плохой спортсмен!», а в реальной готовности, что называется, «поправить прицел».

Одним из нехитрых способов исключения негативной реакции теннисистов на невынужденные ошибки является выполнение имитации удара — прием, который теннисные тренеры заставляют исполнять новичков при постановке правильной техники. Данный прием — помимо чисто технической роли — очень важен с точки зрения психологии. Во-первых, теннисист как бы замещает негативную эмоциональную реакцию на ошибку мыслями о необходимости выполнить этот прием правильно, то есть его мыслительная деятельность направлена не на переживание промаха и копание в себе, а на то, чтобы правильно выполнить имитацию удара с целью минимизировать ошибки в будущем. В итоге игрок мысленно переключается с «плохого прошлого» на «перспективное будущее». Во-вторых — спортсмен не выключается из игры, что позволяет поддерживать необходимый уровень концентрации внимания. Важность данного фактора не вызывает сомнений.

Мы рекомендуем своим воспитанникам это делать многократно. Это усиливает психологический эффект. Кроме того, для повышения эффективности данного приема спортсмену необходимо повторять про себя как мантру позитивную установку: «В следующий раз попаду» или «Все у меня получится», — и тогда в дальнейшем эта мысль будет появляться у него автоматически. Этот своеобразный аутотренинг, направленный на поддержание уверенности в собственных силах, крайне необходим игроку, выступающему на соревнованиях.

Опыт показывает, что внедрение подобной практики позволяет если не исключить совсем, то, по крайней мере, значительно снизить вероятность провальных матчей на соревнованиях.

Психология12.05.2017

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии