Оздоровление детей силами родителей

Оздоровление детей силами родителей

Урок № 1: как правильно сделать осанкометрические фототесты
Итак, предмет нашей беседы — ​как провести диагностические фототесты силами родителей, с тем чтобы их проанализировать и спланировать индивидуальную программу по оздоровлению теннисных детей силами родителей.Что для этого необходимо знать? Что мы должны увидеть на фототестах?
Биомеханическое тестирование опорной и двигательной функции костно-мышечной системы спортсмена демонстрирует:

  1. врожденные асимметрии;
  2. приобретенные профессиональные асимметрии;
  3. посттравматические асимметрии.

Цель фототестов — ​выяснить, с какими асимметриями ребенок родился. К таким асимметриям относятся: дисплазии тазобедренных, коленных, голеностопных суставов, перекосы таза, связанные со слабостью соединительной ткани, диспозиция костей и суставных поверхностей и, как следствие, осевые и плоскостные микросмещения, ведущие в дальнейшем к компенсаторному дисбалансу в соединительнотканной фиксации сустава и в глубоких околосуставных мышцах, в позвоночнике, поясничном, грудном, шейном отделах, в крестцово-подвздошных сочленениях, реберно-позвоночных, реберно-грудинных сочленениях. Все это — ​первопричины нарушений формы и пропорции тела, асимметрии и торсии, неравномерного кровоснабжения и иннервации и, как следствие, неравномерного роста и развития тела: отделы с лучшим кровоснабжением развиваются быстрее и качественнее, а с недостаточным — ​медленнее.
А видеть мы это будем как перекос таза, передний наклон таза, внутреннюю ротацию бедер, гиперлордоз, кифоз, плоскую спину, деформированную грудную клетку, плоскостопие и вальгусные колени и стопы, шейный подлом, крыловидные лопатки, поднятые плечи, протракцию плеча, ограничения подвижности или, наоборот, «разболтанность» локтей и кистей. Все эти отклонения наглядно демонстрируются на фототестах.
Для проведения фототестов вам потребуется ровная стена с вертикальной линией, хорошее освещение, гладкий пол. Камера должна находиться на уровне талии ребенка.
Фотографируем в следующей последовательности:
Первый сет — ​с четырех сторон в положении стоя на стопах, на двух ногах. Стопы расположены параллельно, на одной линии. Фото 1.
Второй сет — ​с четырех сторон в положении стоя на стопах, на двух ногах с поднятыми вверх максимально прямыми руками. Стопы расположены параллельно, на одной линии. Фото 2.
Данные позиции демонстрируют, как тело опирается на две ноги, как распределена нагрузка. Если в этих позах постоять до первого утомления, 1–3 минуты, можно увидеть, как тело среагирует на утомление и подстроится.
Третий сет — ​с четырех сторон в положении стоя на правой (левой) ноге. Нога согнута в тазобедренном и в коленном суставах на 90 градусов, стопа не напрягается — ​находится в спокойном состоянии. Фото 3.
Здесь для демонстрации реакции на утомление и подстройки достаточно второй снимок сделать через 30–60 секунд.
Четвертый сет — ​с четырех сторон в положении стоя на коленях. Колени расположены на одной линии. Фото 4.
Первую серию снимков нужно сделать, когда ребенок сам старается встать максимально ровно, ориентируясь на собственное ощущение схемы тела. Вторую серию аналогичных снимков — ​когда он стоит на коленях так, как ему удобно.
Пятый сет — ​в шаге, справа и слева. Фото 5.
Встать нужно максимально грациозно, демонстративно.
Шестой сет — ​с максимальным разворотом бедер, голеней и стоп по оси наружу и внутрь. Фото 6.
Стопы на ширине плеч, носки — ​максимально внутрь, сохраняя выпрямленные колени. Такая же поза — ​носки развернуты максимально кнаружи.
Эти тесты демонстрируют открытие и «схлопывание» таза.
Затем, фотографии нужно распечатать и проанализировать следующим образом:
  1. Вертикальная ось симметрии (на стене). Совпадает ли она с актуальной? Если нет, то на сколько градусов отклонена? В каких отделах максимально?
  2. Горизонтальные оси симметрии. Провести по:
    • двум тазобедренным суставам;
    • двум коленным суставам;
    • двум плечевым суставам.

Соответствует ли каждая проведенная линия горизонтали или имеет отклонения? На сколько градусов в каждом случае?
Таким образом, в каждой проекции определяем норму и в каждом из тестов отмечаем фактический дефицит углов и амплитуд или признаки гипермобильности. Определяем графически биомеханический диагноз, что позволяет объективизировать реальную биомеханическую ситуацию и увидеть тренды в сторону коррекции и оптимизации или в сторону заглубления диспропорций, асимметрий, дисбаланса как факторов, сдерживающих рост спортивных результатов и повышающих риски возникновения травм.
Очень важно вовремя определить травмоопасную тенденцию и восстановить симметрию и пропорцию опорно-двигательного аппарата. Так как потерянное время ведет к заглублению мышечно-связочно-суставных рассогласований. Более того, на врожденные асимметрии и диспропорции наслаиваются приобретенные профессиональные асимметрии, а затем еще и посттравматические асимметрии. Все это создает несколько запутанный, причудливый, патогенетический клубок наслоений асимметрий, возникших по разным причинам и в разное время. Сумма асимметрий вносит ограничения в координационно-силовые показатели спортсмена, повышает энергозатраты на тренировочный и соревновательный процесс и препятствует реализации спортивного таланта в полной мере.
Далее на основании биомеханического диагноза спорт­смену составляется программа биомеханической коррекции опорных и двигательных функций, восстановления пропорций тела, восстановления симметрии тела, мышечно-суставного баланса глубоких, средних и поверхностных мышечных слоев в трех базовых мышечных режимах — ​разгон — торможение  — блокировка.
Программа делится на этапы: предварительный, подготовительный, основной и поддерживающий.
Биомеханическая коррекция геометрии тела и архитектуры тканей возможна исключительно при императивном (внешнем воздействии) на элементы и сегменты костно-мышечной системы. Осуществляться может руками обученного «инструктора-тренажера», в роли которого на первом этапе может выступать родитель (тренер).
В следующей статье будет проведен аналитический разбор фототестов на типовых примерах.
Евгений Эвальевич Блюм
Профессор, доктор медицинских наук, основатель Клиники восстановительной медицины

Поколение next31.05.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии