Играть торопимся, выигрывать спешим…

Играть торопимся, выигрывать спешим…

В последнее время меня все чаще спрашивают об оптимальном возрасте ребенка для начала занятий теннисом — ​причем не только родители будущих теннисистов: в тренерском сообществе также идет жаркая дискуссия на эту тему, поэтому самое время поднять этот вопрос на страницах журнала TW.

Если заглянуть в историю тенниса, мы увидим, что спортсмены середины прошлого века начинали играть и в 10, и в 14 лет. Уже к 1980-м годам возраст начала занятий в секциях снизился до 7–8 лет. Прошло еще 10 лет, и тренеры стали набирать в группы начальной подготовки детей 5–6 лет. Сегодня во многих теннисных клубах с большим удовольствием берут и трехлетних летних малышей. Кажется, наступил тот момент, когда дальнейшее «омоложение» уже невозможно. Можно ли тренировать детей, которые еще не научились ходить и говорить?!
Рискну предположить, что маятник качнется обратно, как это часто бывает во многих сферах нашей жизни. И для этого в современном теннисе есть определенные предпосылки. Мы наблюдаем беспрецедентную тенденцию: профессиональный теннис стремительно взрослеет. Первые строчки мирового рейтинга сегодня занимают преимущественно возрастные спортсмены, в настоящий момент в топ‑100 находится рекордное количество теннисистов старше 30 лет. Тем временем переход юниоров во взрослый теннис становится все более сложным и продолжительным. Поэтому в ближайшее время планируется запустить так называемый переходный Тур (“Transition Tour”), который призван помочь юниорам лучше адаптироваться к профессиональному Туру (“Senior Tour”).
Таким образом, период между началом занятий теннисом и стартом профессиональной карьеры становится слишком большим. Он может составить 15–20 лет, если ребенок начнет играть в теннис в три года. Столь длинный путь к вершине таит в себе множество опас­ностей. Пройдет много лет, и мы сможем увидеть все последствия «раннего» тенниса, оценить его плюсы и минусы. Но ведь решать родителям надо сейчас!
Прежде всего, надо осознать, что этот вопрос не является сугубо теннис­ным, а затрагивает все виды спорта, а также все виды раннего развития детей. Современным активным родителям часто навязывают всевозможные занятия. Им кажется, что чем быстрее развиваются их дети, тем лучшими родителями они являются. Родительские амбиции и дух соперничества — ​постоянные спутники всех детских секций. А размышления о реальной пользе таких занятий уходят на второй план. Что должны учитывать родители, принимая столь важное решение?
Необходимо понимать, что спортивная карьера теннисиста, о которой так грезят многие родители, — ​это не короткая спринтерская дистанция, а, скорее, марафон, долгий и трудный, требующий терпения. И результаты этого теннисного марафона во многом зависят от того, сумеют ли родители и тренер правильно распределить силы своего подопечного, чтобы он не перегорел раньше времени. Пытаясь ускорить процесс, эксплуатируя потрясающие способности к обучению маленьких детей, мы рискуем досрочно исчерпать ресурсы, заложенные природой. Не случайно мы все чаще стали сталкиваться с проблемой травматизма у молодых спортсменов. Добраться до стадии перехода во взрослый спорт без серьезных травм — ​это ключевая задача теннисистов и их тренеров.
Многие специалисты связывают подобные проблемы с ранними бесконтрольными нагрузками на позвоночник и суставы, призывая поберечь детей до 6–7-летнего возраста. В свою очередь, психологи говорят о том, что психика ребенка на стадии формирования очень уязвима, и рекомендуют относиться к ней максимально бережно. Однако папы и мамы не всегда соизмеряют свои ожидания и возможности ребенка, оказывая на него постоянное психологическое давление. Накопление отрицательных эмоций происходит также в результате поражений, ошибок и ощущения чрезмерной ответственности. Большинство юных теннисистов не могут выдержать такую длительную гонку в условиях все возрастающей конкуренции и к 13–16 годам сходят с дистанции.
Чаще всего подобное выгорание происходит на фоне высоких спортивных результатов, показанных в раннем возрасте. В то время, когда теннисная карьера только должна набирать обороты, ребята уже не хотят играть и бросают занятия теннисом. Как правило, это происходит в сложный подростковый период, когда так нужен спорт, чтобы увести детей с улицы и уберечь от соблазнов.
Многие тренеры высказывают свои опасения в связи с ранним началом тренировок, так как это может усугубить проблемы травматизма и накопления психологической усталости. Но что можно положить на другую чашу весов? Какие плюсы мы можем получить взамен данных рисков? Очень часто я слышу о пользе общей физической подготовки (ОФП) для ребенка, о развитии у него координации и чувства мяча. Но и тут нужно развеять некоторые мифы. За громким понятием ОФП в этом возрасте чаще всего стоят подвижные игры и виды двигательной активности, доступные детям трехлетнего возраста. Чувство мяча развивается достаточно медленно и лишь в определенных пределах. В столь раннем возрасте можно научить детей бросать и ловить мяч, более сложным навыкам начинают обучать позднее.
А вот координацию необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Ведь координация — ​это очень широкое понятие, которое включает в себя способность к обучению, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, ориентироваться в пространстве, расслабляться, сохранять равновесие и баланс и много чего еще. Польза от таких занятий очевидна.
Папы и мамы также убеждены, что ранние занятия теннисом дадут конкурентные преимущества для достижения высоких спортивных результатов. Это верно лишь отчасти. Подготовленным детям легче дается начальная теннисная подготовка. Но гораздо важнее раннее выявление таланта и способностей вашего ребенка. Именно природная физическая одаренность, спортивный характер и трудолюбие являются неоспоримыми преимуществами. Способный ребенок за год может догнать и перегнать своих сверстников, которые начали заниматься на два-три года раньше. К 10–12 годам разница абсолютно нивелируется, и даже опытный тренер не сможет понять, кто начал заниматься в три-четыре года, а кто — ​в пять-шесть лет. И таких примеров в моей практике и практике моих коллег очень много.
Возникает закономерный вопрос: ​нужны ли ребенку занятия, без которых можно обойтись? И тут нет универсального ответа. Родителям нужно найти индивидуальную стратегию, которая подойдет для их семьи и позволит ребенку сохранить здоровье и интерес к выбранному виду спорта. Когда родители работают, и все свободное время малыш проводит с пожилой бабушкой или няней, а иногда просто целыми днями сидит у телевизора или играет с гаджетами, тогда занятия в теннисной секции с трех лет кажутся неплохим решением. Но я бы рекомендовала родителям своими силами развивать маленького ребенка: вместе играть в подвижные игры, кататься на коньках, велосипедах, лыжах. Такой подход дает прекрасные результаты, укрепляет семью и экономит средства. Если родителям все же хочется приобщать малыша к спорту с раннего возраста, то я бы посоветовала начать с плаванья и гимнастики. Эти занятия показаны детям с грудного возраста, они способствуют укреплению и правильному развитию организма, но должны обязательно проходить под руководством тренера.
Примерно в пять-шесть лет, когда ребенок подрос и немного окреп, можно приводить его в теннисную секцию. К этому возрасту у детей появляется осознанное желание заниматься спортом, а сам процесс обучения идет намного легче и быстрее. Смена деятельности и игровой вид спорта — ​это мощные стимулы, которые помогут увлечь ребенка теннисом. При таком подходе вы с большей вероятностью сохраните силы, эмоции и ресурсы организма юного теннисиста до того времени, когда это будет действительно необходимо. Данные рекомендации подходят и для тех родителей, которые не нацелены на достижение высоких результатов, а лишь хотят приобщить своего ребенка к прекрасному виду спорта. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и с удовольствием играли в теннис!

Юлия Бекещенко

Поколение next22.12.2017

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии