О программе 10s — начистоту. Часть 2

О программе 10s — начистоту. Часть 2

В этом номере мы публикуем вторую часть интервью с тренерами — ​основателями мини-академии Pro Tennis Дмитрием Бузинным и Олегом Комановым, в котором они дают свою оценку программе 10s.
(Продолжение, начало см. в TW № 105)

Tennis Weekend: Как вы относитесь к тому, что в рамках Международной теннисной федерации (ITF) существуют специальные курсы обучения по программе 10s, проводятся семинары на эту тему?
Дмитрий Бузинный: Из любой программы, как и из любого правила, есть исключения. Они могут там изобретать любые программы — ​всегда найдется 10 или 100 человек, которые под эти правила не подходят.
Олег Команов: Методика может быть разной — ​программа 10s или обычная, консервативная программа обучения. В каждой стране она своя, даже в каждой школе — ​своя. Взять те же московские теннисные клубы, например: спартаковскую «Ширяевку», «Динамо» или ЦСКА. То, как настойчиво продвигается международными теннисными чиновниками программа 10s, свидетельствует о том, что за этим действительно может стоять какая-то коммерческая затея. Приведу пример из своей прак­тики: ко мне приходит ребенок 6–7 лет, первые два-три месяца я начинаю с ним заниматься маленькой ракеткой и облегченными мячами, ​чтобы ему было проще привыкнуть к скорости и скоординироваться. Но потом, когда вижу, что он уже начинает с этим справляться, я это меняю. Но не делаю при этом культа из маленьких ракеток и облегченных мячей, не настаиваю, чтобы мой юный ученик именно этим инвентарем выполнил поставленное перед ним задание — ​набить 10 раз мяч…
Д. Б.: Только потому, что какой-то дядя из ITF придумал эту методику или формат проведения соревнований по этой системе!
О. К.: Да, на определенном этапе обучения это имеет свои плюсы, но в дальнейшем… Надо же развивать в ребенке физические качества, прививать ему технические навыки прежде всего, а не добиваться результатов облегченной ракеткой с облегченными мячами на маленькой площадке.
TW: Сейчас, когда рекламируют клуб или теннисную школу, в объявлении пишут: ​у нас есть обучение по программе 10s, имеются корты уменьшенных размеров, в штате работает сертифицированный специалист, который обучался этой методике за рубежом…
О. К.: Мне кажется, это некий пиар-ход, реклама — ​не более того. В моем теннисном детстве, помнится, не было специально произведенных фирменных облегченных мячей: мой первый тренер приносил обычный поролоновый мяч, и я с ним тренировался. Просто тогда это не называли умным словом “10s”. Это как раз тот случай, когда новое — ​это хорошо забытое старое. В свое время какие-то технические элементы отрабатывались с помощью поролоновых мячей, ​потому что у них более медленный отскок, и ребенку, естественно, было проще подстроиться под мячик, понять, как к нему подойти. Так что облегченные мячи и раньше использовались. Просто никто на эту тему никакие наукообразные методики не сочинял, и не проводились соревнования по облегченным правилам.
TW: А как вы, кстати, относитесь к этим облегченным правилам, когда играются короткие сеты до четырех геймов?
О. К.: Это то же самое, что и Итоговый турнир ATP для теннисистов «не старше 21 года». Абсолютно такая же чепуха. Пытаются детей приучить играть со счетом в том возрасте, когда им надо думать не о счете, не о соревновательной деятельности, а об обучении. Ведь в первом, втором и третьем классах школы не заставляют писать сочинения на несколько страниц, не так ли? А почему же в теннисе, если человек едва научился, фигурально выражаясь, писать букву «а» и букву «б», мы сразу тащим его на мини-корт, чтобы он показывал какой-то результат?! В общем, если рассматривать всю эту историю лишь как определенный этап в процессе подготовки и обучения, то — ​да, мы за это. Но брать эту программу как основополагающую методику — ​как это подается на сегодняшний день — это то же самое, что и пресловутый Итоговый турнир Next Gen в Милане с его новыми правилами, которые раскритиковали в пух и прах сами же участники. Кажется, что это тупиковый путь.
Д. Б.: Может быть, у кого-то возникнет вопрос: ​а как же тогда развивать в ребенке желание бороться, стремление быть лучше других? Да очень просто. Это все уже давно делается тренером в рамках групповых занятий. Кто-то делает упражнение или выполняет какой-то элемент лучше — ​его хвалят, кто-то хуже — ​ему ставят в пример того, кто делает лучше. Устраиваются какие-то «междусобойчики» по каким-то узким элементам: ты сделал так-то, ты сяк-то, а ты — ​лучше всех, вот становись за это первым в строй. Или кто-то отжимается, прыгает «кенгуру» или получает конфету. Мотивация и поощрения могут быть абсолютно разными. Вот еще пример: если кто-то сделал в младшей группе упражнение лучше всех, тот идет и делает его на соседнем корте уже со старшей группой.
TW: Как поощрение?
Д. Б.: Конечно. Для них это очень важно и очень действенно. Это работает!
О. К.: А соревнование среди детей можно проводить на выявление этих физических качеств, посмотреть, кто лучше сделает ускорение, кто бросит мяч дальше всех или исполнит какой-то технический элемент с попаданием в определенную мишень. Это тоже соревновательный элемент, это не занимает много времени — ​буквально пять минут на тренировке. Но юный теннисист при ударе справа попал в мишень, сделал это лучше всех и его поощрили — ​вот вам и соревновательность, и желание бороться! И тренер всегда может сказать: ​вот этот мальчик постарался больше всех, он был внимательнее на тренировке, сегодня он попал в мишень и выиграл этот мини-турнир. А насчет программы 10s — ​скорее всего, это просто коммерческий проект и кто-то усиленно проталкивает эту идею, потому что она экономически выгодна. Ведь за этим стоит энное количество разных мячей — ​красных, голубых, малиновых, энное количество облегченных ракеток, маленьких сеточек. И все это надо производить в промышленных масштабах. Это отдельный бизнес. А что касается самих облегченных ракеток, то тут ничего нового нет: ​маленькие ракетки производятся достаточно давно.
Д. Б.: Еще до появления программы 10s!
О. К.: Здесь просто пытаются из мухи раздуть слона и подвести под это какую-то теоретическую базу в виде крутого названия 10s. Хотя на самом деле все это делается уже давно: мы еще старые деревянные ракетки обрезáли (до появления специально облегченных), и в группах начальной подготовки дети играли этими ракеточками.
Д. Б.: Образно говоря, кто-то пытается написать докторскую диссертацию на тему «Физические свойства воды» — ​примерно так выглядит вся эта история с «умной» программой 10s.
TW: Получается, что у этих производителей уменьшенных сеток и облегченных мячей есть в руководящих кругах международных теннисных структур свои лоббисты?
Д. Б.: Нам это доподлинно не известно, но вполне возможно. Они же должны оправдывать свое существование, свои зарплаты. Чиновники от тенниса рапортуют: ​вот какие мы хорошие, смотрите, что придумали — ​программу 10s, все дети счастливы.
TW: Может быть, этим теннисным чиновникам лучше обратиться к практикующим тренерам и спросить у них: а в чем им действительно надо помочь?
О. К.: Вопрос логичный, только надо ли этим чиновникам обращаться к практикам, когда у них уже есть определенный заказ?
Д. Б.: И определенная задача, которая с практикой не имеет ничего общего. Мы — не теоретики, а практики — ​твердо стоим на этой грешной земле и занимаемся конкретными вещами, пытаемся работать с максимальной пользой для своих учеников.
TW: А не бывает такого, что, начитавшись этих рекламных объявлений и статей, родители ваших учеников вдруг приходят к вам с вопросом: ​а чего это мы не занимаемся по этой передовой методике 10s?
Д. Б.: Бывает… Но все заканчивается после нашей саркастической улыбки.
О. К.: Естественно, стараемся им объяснить, в чем тут дело.
Д. Б.: Очень коротко, просто и снисходительно.
О. К.: Мы задаем встречный вопрос: ​для чего? Вы хотите, чтобы ребенок побыстрее начал участвовать в соревнованиях? Или вы привели его к нам для того, чтобы он обучался, развивался и полюбил этот вид спорта? Если вы выбираете второе — ​значит, нам эта программа не подходит, и мы занимаемся по старой доброй консервативной методике, на которой выросло не одно поколение хороших игроков в бывшем СССР, а потом и в России.

Дмитрий Бузинный
+7 (916) 675-59-19
Москва, ул. Живописная, д. 21 
www.protennisteam.ru

Поколение next25.05.2018

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии