Вы здесь

Дежавю в Майами

Считается, что в искусстве период позднего Ренессанса охватывает период примерно с 1530-х по 1590-е годы, и на родине Возрождения — ​Италии — ​его часто ассоциируют с творчеством художника Тинторетто. Высший взлет литературы позднего Возрождения — ​драмы Шекспира и романы Сервантеса. В теннисе же поздний Ренессанс пришелся на вторую половину 2010-х, и отныне он будет навечно связан с именем Роджера Федерера.

Поздний ренессанс Федеррера
Вы только вдумайтесь в суть этого уникального достижения: в 35 лет, когда подавляющее большинство его успешных собратьев по корту уже давно «курят бамбук» на своих виллах, Роджер Федерер выигрывает третий за последние два месяца крупный турнир подряд — ​Открытый чемпионат Австралии, Индиан-Уэллс, и вот теперь Майами! А ведь еще несколько месяцев назад Роджер переживал из-за своей «турнирной засухи» и со свойственной ему самоиронией радовался званию «самого стильного человека», которое присудил ему журнал GQ: дескать, ну хоть что-то я выиграл! Но теперь этот период позади: и в жизни, и в спортивном творчестве Роджера наступил период очередного — ​теперь уже позднего — ​ренессанса. «Солнечный дубль» Федерера — ​а именно так в теннисном мире называют триумф на двух американских супертурнирах кряду — ​войдет в историю как очередное выдающееся достижение великого швейцарца, который завоевал уже свой 91-й(!) титул. Причем после победы в Индиан-Уэллсе Федерер заранее предупредил (лукавил?), что не ждет от себя подвигов в Майами. Но он подвиг этот в итоге совершил. Давайте вместе с вами вспомним, как он к нему шел.
Относительно легким для него был первый поединок против темнокожего американца Фрэнсиса Тиафо (7/6 (2), 6/3). Уже следующий матч — ​против вернувшегося к былой форме аргентинца Хуана Мартина дель Потро, ​несмотря на счет (6/3, 6/4), — потребовал от швейцарца мобилизовать все свои игровые ресурсы. А во встрече четвертого круга против испанца Роберто Баутисты-Агута 18-кратный чемпион турниров «Большого шлема» был вынужден сыграть два тай-брейка (7/6 (5), 7/6 (4)). Дальше — ​больше: в четвертьфинале против не самого легкого, но и не самого трудного для себя соперника — ​чеха Томаша Бердыха — ​он уже спас два матчбола на тай-брейке третьей партии (6/2, 3/6, 7/6 (6)).
Не стал легкой прогулкой и полуфинальный матч против Ника Киргиоса, снискавшего репутацию обидчика Новака Джоковича, которого австралиец обыгрывал уже дважды. Федереру пришлось проявить все свое мастерство, стойкость и выдержку, чтобы одолеть неуступчивого и агрессивного (не только в игре) Киргиоса в изнурительном матче из трех тай-брейков, который продолжался 3 часа 10 минут. Так Федерер вернул нас всех на 10 лет назад.
«Я чувствую, как будто вернулся в прошлое, когда я играл с Рафаэлем чуть ли не каждые выходные», — ​признался Роджер после своего полуфинала. Кто не понял, в чем смысл этого дежавю, напоминаем: именно в Майами Надаль и Федерер сыграли 13 лет назад свой первый официальный матч (в далеком 2004 году в третьем круге тогда еще семнадцатилетний Рафа, проводивший свой первый полноценный сезон в ATP, неожиданно для многих обыграл в трех сетах (6/3, 6/3) своего двадцатидвухлетнего соперника, положив начало одному из величайших очных противостояний в современном теннисе). Следующая их встреча состоялась уже в финале — ​через год. И Федерер взял убедительный реванш! «Мы играли около четырех часов, и я хорошо помню, что именно тогда научился биться по-настоящему, доказав самому себе, что способен побеждать в таких поединках», — ​вспоминал Федерер на пресс-конференции, состоявшейся накануне финала в Майами 2017 года выпуска.
Между тем путь, который проделал к нему Надаль, был не столь тернистым. И при этом надо учесть, что в Индиан-Уэллсе — ​в отличие от Федерера — ​Рафа выбыл уже на ранней стадии, поэтому сил у него было побольше. В Майами же испанец дошел до титульного поединка без особых проблем: ему неизменно удавалось добавлять в нужные моменты. Ну разве что провалил первый сет своего 1000-го матча в Туре против немца Филиппа Кольшрайбера (отдал партию под ноль), но потом вернул себе инициативу (0/6, 6/2, 6/3). Еще пришлось немного попотеть в поединке против француза Николя Маю (6/4, 7/6 (4)) 
в 1/16 финала. А далее американца Джека Сока в четвертьфинале и итальянца Фабио Фоньини в полуфинале (в протоколе матчей значилось соответственно 6/2, 6/3 и 6/1, 7/5 в пользу Рафы) Бычок с Майорки прошел без особого шума и пыли (похвалим по ходу дела Фабио Фоньини, который, хоть и уступил в этот раз Надалю, после смены тренера явно поймал второе дыхание, о чем свидетельствует хотя бы его убедительная победа в четвертьфинале над японцем Кеи Нишикори 
со счетом 6/4, 6/2).
Короче, к своему 37-му поединку Федерер и Надаль шли разными путями. Рафа начал встречу немного неожиданно: постоянно играя швейцарцу под форхенд — ​не самое плохое оружие в арсенале Роджера. В некоторых розыгрышах такая смелая тактика даже приносила испанцу результат, но потом «Федя» настроил свой коронный удар, и Надаль слегка поменял направление атаки. В отличие от их матча в Индиан-Уэллсе, в Майами у Роджера были некоторые проблемы на подаче, отсюда и брейк-пойнты Надаля, на которых он, правда, сыграл не лучшим образом.
Зато швейцарец постоянно поддавливал испанца при приеме его подачи и в итоге выиграл финал по-гроссмейстерски, сделав брейки в нужные моменты поединка (реализовав два из девяти). В концовке первой партии форхенд швейцарца заработал на полную мощь, да и подал на сет он отменно. Ближе к концу второго сета Федерер снова начал атаковать испанца с приема: первый раз Рафаэль спас брейк-пойнт на своей подаче, а на следующем ошибся на скрытом матчболе соперника, затем Роджер спокойно отподавал на матч и победил со счетом 6/3, 6/4 всего за 1 час 35 минут. Так Федерер выиграл свой третий титул в Майами, ну а про «солнечный дубль» вы уже знаете. Не боюсь повториться: то, что он сделал это в 35 лет, да еще и после победы на Открытом чемпионате Австралии — ​выдающееся достижение, которое явно тянет на Книгу рекордов Гиннесса. Для любителей статистики добавим, что для швейцарца это была уже 26-я победа на турнирах серии «Мастерс». Тут он пока уступает Надалю (28) и Джоковичу (30), но опережает их по количеству сыгранных финалов на «Мастерсах» (44 у Роджера, а у Рафаэля и Новака — ​по 43). Словом, в мужском теннисе, похоже, вновь наступила эпоха Федерера.


Внимание: Конта!
А что же женщины? В отсутствие младшей сестры Серены «возрастной» подвиг Роджера могла, в принципе, повторить Винус Уильямс, которая в этом сезоне переживает еще более поздний ренессанс (ей уже 36!). И она была близка к этому: последовательно переиграв бразильянку Беатрис Майю Хаддад (6/4, 6/3), румынку Патрицию Марию Тиг (6/3, 6/0), она затем одолела со счетом 6/3, 7/6 (4) нашу Светлану Кузнецову — ​лучшую из россиянок на турнире в Майами (Макарова, Вихлянцева, Касаткина и Веснина проиграли свои стартовые встречи, а Павлюченкова, выиграв первый матч у Шведовой, во втором неожиданно уступила американке Бетани Маттек-Сэндс). В четвертьфинале Винус и вовсе удалось взять верх над первой сеяной турнира — ​Анжеликой Кербер из Германии (7/5, 6/3). Но затем на ее пути встала будущая чемпионка Джоанна Конта, и более молодая (и бурно прогрессирующая) британка свое взяла (6/4, 7/5), поэтому в свой второй суперфинал сезона (после январского в Мельбурне) Винус выйти не удалось.
С другой стороны сетки навстречу Конте продвигалась также переживающая что-то типа второй теннисной молодости датчанка Каролина Возняцки, которой удалось по ходу дела сломить сопротивление таких сильных теннисисток, как чемпионка «Ролан Гаррос» Гарбинье Мугуруса, финалистка того же «Ролан Гаррос» Луция Шафаржова, а в полуфинале Возняцки одержала волевую победу над восходящей звездой WTA Каролиной Плишковой (7/5, 6/1, 6/1). Однако в титульном матче Возняцки ничего не смогла поделать против британки Конты, победившей с достаточно убедительным счетом 6/4, 6/3. До счета 4/4 в первом сете игра была равной, потом датчанка отдала свою подачу и вполне могла бы следом сделать обратный брейк, но Конта подачу удержала, а во втором сете британка была уже явно сильнее. «Я старалась бороться изо всех сил, — ​призналась Возняцки после игры в интервью официальному сайту WTA. — ​Йоханна действовала агрессивно и показала отличный теннис. При счете 4/4 в первой партии я проиграла гейм. Но затем не сумела реализовать несколько брейк-пойнтов. Нельзя упускать такие возможности, если хочешь победить».
Тем временем Конта не могла поверить своему счастью, после того как финальный матч закончился. Ведь она стала первой британкой, которой удалость завоевать титул в Майами (всего третий по счету в ее карьере). «Я была убеждена после выигранного матчбола, что нам еще предстоит сыграть несколько очков», — ​поделилась свежеиспеченная чемпионка Майами. Этот титул в Майами, ставший самой крупной победой в карьере двадцатипятилетней британки, позволил ей подняться на высшую в карьере 7-ю строчку в мировом одиночном рейтинге и сделал ее одной из реальных претенденток на победу в оставшихся трех турнирах «Большого шлема», которые предстоит сыграть в этом сезоне,— ​если не на грунтовом «Ролан Гаррос», то на траве Уимблдона и на харде US Open наверняка. Впечатляющий прогресс для теннисистки, которая еще в 2015 году не попадала в Майами в основную сетку. Вместо этого два года назад она сыграла в скромном турнирчике в Джексоне (штат Миссисипи) с общим призовым фондом 25 000 долларов США. Ныне же, после своего последнего триумфа, британка пополнила свой банковский счет на 950 000 долларов.
Но дело, разумеется, не только в стремительно выросшем уровне ее доходов. «Просто я научилась играть в более умный и спокойный теннис, а на это потребовалось время», — ​призналась Йоханна. Будь здесь и сейчас, в настоящем, сосредоточься на самом процессе игры — ​именно эти слова стали мантрой для Конты в последние два года. И если раньше ей далеко не всегда удавалось справиться с нервами, то за те 10 дней, что длился турнир в Майами, зрители и специалисты увидели совсем другого игрока: британка играла турнир матч за матчем, очко за очком, не заморачиваясь сверх меры по поводу того, что случилось в предыдущем розыгрыше. Она даже разрешила себе нервничать в какие-то важные моменты матча, открыв для себя истину, которую в свое время Джон Макинрой сформулировал так: каждый игрок в какой-то момент нервничает и зажимается, нужно это признать, принять и научиться с этим справляться. Конта научилась. Она продемонстрировала это в Майами в четвертьфинальном поединке против румынки Симоны Халеп, когда, ведя во втором сете 4/1, упустила преимущество, но затем вернулась в матч и выиграла сет на тай-брейке. Она показала свой окрепший характер вновь в полуфинале против Винус Уильямс, когда, подавая на матч во втором сете при счете 5/4, позволила сопернице сделать брейк, но все равно выиграла два следующих гейма и сет. Так же было и в финале с Возняцки: ведя несколько раз по ходу матча с брейком, британка затем теряла на какое-то время нить игры, но не паниковала и возвращала себе инициативу, а в ключевые моменты играла смело и решительно.
Этой победой она во многом обязана своему тренеру Виму Фиссету, который, выйдя на корт для совещания со своей подопечной после первого сета финального матча, дал ей простой совет: ​атаковать с короткого мяча сразу же, не задумываясь о том, куда она направит свой удар. И это возымело эффект! Теннис Конты вообще в целом довольно прост и эффективен, хотя и не слишком эффектен. В нем нет элегантности, которую демонстрировала на бэкхенде Жюстин Энен, нет и зубодробительной мощи в ударах младшей Уильямс. Ее конек — ​активная игра по ситуации и позитивный ментальный настрой. А это, согласитесь, не самый плохой рецепт для успеха.

Фотоальбом